Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования


страница1/4
geo.na5bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4


Комитет по образованию администрации

Ключевского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края


Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № ____

от «__» ______2016 г.

____/Статникова А.А.

Согласовано:

Заместитель директора по УР

_________ Крылова Е.Г.

«__»_______ 2016 г.

Утверждено:

Директор школы

__________Бойко В.И.

Приказ № ______

От « ___» _______2016г.



Рабочая программа по географии для 5 класса
основного общего образования
Срок реализации программы: 2016-2017 уч.г.
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии


с. Северка, 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Северская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края с учетом авторской программы по географии, автор И.И. Баринова (Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина)
Место предмета в базисном учебном плане ОУ

Учебный план школы отводит 35 учебных часа для обязательного изучения географии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе.

Главная цель этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса – пробудить интерес к естественно- научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

На уроках географии в 5 классе реализуется системно-деятельностный подход в обучении.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Поисковый метод;

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Практическая деятельность

Для развития познавательного интереса учащихся используются метод эвристической беседы, метод проблемного обучения, поисковый метод.

Анализ используется для развития логического мышления.

Для развития умения грамотно излагать свои мысли, рассуждать используются дискуссии.

Объяснительно-иллюстративный метод используется для развития образного мышления.

Для развития умения применять теоретические знания на практике используется практическая деятельность.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

-индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

Формы контроля:

- практические работы

Контрольные, проверочные работы не предусмотрены, так как они отсутствуют в авторских программах.
Содержание тем курса

Что изучает география (5 ч.)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение

Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и

Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на

природу. Как сберечь природу?

Резерв 1ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Результаты изучения предмета
Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простоя план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально-значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологии культуры.

Учебно-тематический план




п/п

Тема урока,


Планируемые результаты

К-во

часов


Ведущие,

методы, формы, средства

обучения на уроке

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные результаты







1 четверть со 1 сентября по 28 октября (8 недель)




Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1

Мир, в котором мы живём.

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

Уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

1

Объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа.

Учебник, атлас, презентация, физическая карта полушарий

2

Науки о природе

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

1

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

Учебник, атлас, электронное приложение

3

География–наука о Земле

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

1

Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

4

Методы географических

исследований

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

1

Эвристическая беседа. Рассказ учителя.

Учебник, атлас, электронное приложение

5

Обобщение знаний поразделу «Что изучаетгеография»

Проверочная работа

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

1

Беседа. Подведение итогов.

Учебник, атлас, физическая карта полушарий

  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего...

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 7 класса основного общего образования
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 8 класса основного общего образования
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии Алтайского края для 7 класса основного общего образования
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа по географии Алтайского края для 8 класса основного общего образования
Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconРабочая программа 7 класс
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии1, Примерной программы основного...

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по географии предназначена...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004...


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную