Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин


geo.na5bal.ru > География > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Авторы программы: А.И. Алексеев, Э. В. Ким, Г.Ю. Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.А. Низовцев, В.И. Сиротин, под редакцией А.И. Алексеева.

« География России. Отечествоведение » 8 - 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю).

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным.

Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путём изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба( крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).

Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик ,уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. В чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу ,тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понятна как единство в разнообразии.

Осознание своей включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориетированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса – подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде(не только природной, но ещё в большей степени – к экономической ,социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в неё: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счёт подачи материала в историко – географическом ключе(как население России реагировало на изменения условий в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

- очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно – хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах – сюжеты о земледелии и т. д. ;

- увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.;

- формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве( в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д ;

- насыщение большинства сюжетов историческим материалом – раскрытие того ,как по – разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса отводится 2 часа в неделю.

В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из введения и трёх разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по – новому раскрыт раздел «Природа и чело-век»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлён в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объёме для решения следующих задач:

- 1. показать интегрирующую роль населения в системе «природа - люди – хозяйство»;

- 2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны;

- 3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи часть населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела 1-ого «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел 2-1 «районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

- формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счёт комплексной (физико -, экономико, - социально – и культурно – географической) характеристики;

- углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебник «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится цель обобщить изученный материал на более высоком уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Программа курса «География России» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания(картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации(картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Программа является примерной и может быть изменена учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать \ понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы геогра-фических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторожде-ния и территориальные сочетания; численность и динамика населения мира, отдельных регионов страны, и этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни на-селения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяй-ства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов ,их различия по уровню социально- экономического развития, специализация в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

УМЕТЬ:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенден-ции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, про-цессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объе-ктами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; табли-цы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геполитической и геоэкономической ситуации в Росси, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconАвторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconПояснительная записка Курс «География материков и океанов. 7 класс»
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconПояснительная записка рабочая программа по географии составлена на...
Рабочая программа по географии составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconПояснительная записка рабочая программа по географии составлена на...
Рабочая программа по географии составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconРабочая программа «География. Страны и континенты». 7 класс. Общая...
Рабочая программа по географии для курса 7 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «География мира»» для 10 -11 классов. Автор программы А. П. Кузнецов, 2010г. Рабочая...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconПояснительная записка Тематическое планирование составлено на основании
Данная программа, как и календарно-тематическое планирование, составленное А. И. Алексеевым, ориентируются на учебник А. И. Алексеева,...

Пояснительная записка Авторы программы: А. И. Алексеев, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецова, Г. Я. Лисенкова, В. А. Низовцев, В. И. Сиротин iconРабочая программа по географии Класс
Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин., Москва, «Дрофа», 2014. Адаптирована к учебнику «География России»...


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную