Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь


страница1/3
geo.na5bal.ru > География > Методическое пособие
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЛИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

директор школы зам. по УВР руководитель ШМО

____________(Ф.И.О.) __________(Ф.И.О) ________(Ф.И.О.)

дата дата Протокол от___№__

__________(Ф.И.О)

дата

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

для 8 класса
на 2016/2017 учебный год


Учитель: Капустина Екатерина Александровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для работы с УМК:

  1. География России. В 2 кн. Кн.1: Природа России. 8 кл.: учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева- М.: Дрофа, 2008

  2. Алексеев А.И., Дронова В.П. География. Природа России. Методическое пособие к учебнику 8 класса –М.: Дрофа, 2014

  3. Ким Э. В., Марченко Н. А. , Низовцев В. А.. География России. Природа и население. 8кл.: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразоват. учреждений –М.: Дрофа, 2010

  4. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016

На изучение курса географии в 8 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Фактически, в 8 классе – 68 часов. Уменьшение количества часов произошла в связи с выпадением уроков на государственные праздничные дни (уроки 24 февраля). Корректировка рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Плановых практических работ: 22

Количество часов по четвертям в соответствии с календарным учебным графиком в на 2016-2017 учебный год

Четверть/год

Кол-во учебных недель

8 «А» кл.

8 «Б» кл.

1

8 недель 3 дня

18 ч

18 ч

2

6 недель 4 дня

14 ч

14 ч

3

10 недель 1 день

18 ч

18 ч

4

9 недель

18 ч.

18 ч

Год

34 недели и 3 дня

68 ч

68 ч



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 часа)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.

Уникальность географических объектов.

Разнообразие территории России.

География и краеведение.

Географический взгляд на мир.

Раздел I . Пространства России (8 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Ново Россия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Практические работы.:

1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

2. Определение разницы во времени отдельных территорий.

3. Оценка особенностей географического положения России.

Раздел II. Природа и человек (38 часов)

Тема 1. Рельеф и недра(8 часов)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Тема 2. Климат (8 часов)

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Тема 3.Богатство внутренних вод России (6 часов)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Тема 4 . Почвы – национальное достояние страны (6 часов)

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема 5. В природе все взаимосвязано (2 часа)

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (6 часов)

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Тема 7. Природопользование и охрана природы (2 часа)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практические работы.

1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.

3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).

4. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

5. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

7. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

8. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

10. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

11. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

12. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

13. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.

Примечание: практические работы № 3, 4, 8, 9, 11 можно проводить на основе анализа территории своего проживания (области, края, республики).

Раздел III. Население России (16 часов)

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconУрок по географии «Минеральные ресурсы России»
География России. Природа. Учебник. 8 класс. Базовый уровень. Автор И. И. Баринова. 3-е изд., М.: Дрофа, 2010

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconПояснительная записка к рабочей программе "География России. Природа, население"
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8-й класс составлена

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРабочая программа по географии Класс
Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин., Москва, «Дрофа», 2014. Адаптирована к учебнику «География России»...

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРабочая программа Учебного предмета «география» для основного общего...
Паспорт рабочей программы учебного курса «География России. Природа и население» (8 класс)

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconПриказ №93 от 03. 09. 2014 г рабочая программа по географии 8 класс (VIII вид обучения)
«География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией...

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРазработка урока географии 8 класс тема: «особенности почв своего региона и своей местности»
Разработка урока к учебнику география россии. Природа. Учебник для 8-го класса общеобразовательной школы \ Автор И. И. Баринова

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconУчебник Баринова И. И. География России. Природа. М: Дрофа, 2013...
Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального...

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРабочая программа по географии курса «География России. Природа и...
Гп россии, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии гп на природу и освоение территории России

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Морф от 05. 03. 2004 г. №1089). Авторской программой И. В. Бариновой, В. П. Дронова «География России» (8-9 класс), География 6-11...

Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: рабочая тетрадь iconРазработка урока географии для 8 класса, по учебнику: «География...
«География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс, под редакцией В. П. Дронова


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную