Тема урока: Подземные воды


geo.na5bal.ru > География > Урок
Предмет: География.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Подземные воды.

Тип урока: проблемный, оргдеятельностный.

Тема

Подземные воды.

Цель темы

Сформировать представление о видах подземных вод; способствовать формированию знаний о зависимости подземных вод от состава горных пород и атмосферных осадков, развивать умения самостоятельно добывать знания, используя текст учебника, дополнительный материал и опираясь на собственные знания и опыт.

Планируемый результат

Предметные умения

Ключевая компетенция

  • описывать объекты и территории по картам и другим источникам информации

  • проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями

  • изучить природу образования подземных вод, источников.

  • применять теоретические знания при решении практических задач

  • осуществлять поиск информации в различных источниках

Учебно-познавательная

  • получение знаний из реальной действительности (использование источников географической информации, личностного опыта учащихся)

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

Коммуникативная

  • отработка умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

  • моделирование ситуаций из реальной жизни

Личностная

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
    мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

  • формирование гражданской позиции

Регулятивная

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Основные понятия

Подземные, поверхностные, грунтовые, межпластовые. Минеральные воды. Карст, пещеры, грот.

Организация пространства


Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География, экология

Групповая работа, Индивидуальная работа,

Работа с карточками-заданиями

Выступление групп

презентация, распечатки текстовой информации, листы бумаги, гипс, песок, глина, стаканы, воронки, фильтр, вода



Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

1-й этап Организационно-мотивационный

Фронтальная работа


Приветствие.
Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:

У меня в руках «камень – загадка».

1.Как образовались отверстия в камне?

2.Какое отношение этот камень имеет к теме сегодняшнего урока?

Чтобы вам легче было отвечать на вопросы, сначала проверим домашнее задание.

Вы побывали на экскурсии в Ледяной пещере и дома должны были сочинить сказку о Кунгурской Ледяной пещере. Ваши работы на доске. С одной из сказок мы познакомимся подробнее. На столе у каждой группы есть отрывок сказки и соответствующее задание.

Настраиваются на восприятие материала урока.
Предлагают свои версии: почему камень так выглядит, причина возникновения отверстий.


2-й этап
Творческое применение и добывание знаний

Работа в группах
(проверка опережающего домашнего задания)

Формулирование темы урока

Задание для 1-й группы:

1.Прочитать отрывок сказки №1
2.Ответить на вопросы: О какой яме идет речь?
3. Найти информацию о карстовых воронках и карсте.

1-я группа:
1.«В одном старинном городе Кунгуре жила-была девочка Оля. Как-то раз взяла девочка свой любимый мячик и пошла его с горки скатывать. Мячик раз скатился, а в другой раз провалился. Ищет Оля мяч и не может отыскать. Вдруг видит яма, а в яме дна нет…»

2.На вершине Ледяной горы есть углубления-воронки. Это карстовые воронки.

3.Карст- карстовое явление (от назв. плато Карст) - нарушение целостности массивов растворимых горных пород под воздействием вод.

Задание для 2-й группы:
1.Прочитать отрывок сказки №2.
2.Ответить на вопросы:
Где оказалась девочка?
А возможно такое?

2-я группа:
1. «Вдруг видит яма, а в яме дна нет. Подумала-подумала и прыг туда. Очутилась девочка в царстве снега и льда. Думает: «Что–то знакомое, где-то я это уже слышала. А, вспомнила. Это же мне мама сказку про Мороза Ивановича читала. Пойду к нему, пусть мячик вернет».
2. Она оказалась в Ледяной пещере.
3.Наверно возможно. Нам экскурсовод рассказывала про «органные трубы» - это такие отверстия, которые ведут с поверхности горы в саму пещеру.

Задание для группы №3:
1.Прочитать отрывок сказки №3.
2.Ответить на вопросы:
Какое незнакомое слово вам встретилось?
Что такое грот?



3-я группа:
1. «…И пошла из одного грота в другой. Прошла Крестовый, Морское дно, дошла до Скульптурного. Видит лягушка сидит.
- Лягушка-лягушка, скажи, где Мороза Ивановича найти?»
2. Грот (фр. grotte) - форма рельефа, пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Задание для группы №4
1.Прочитать отрывок сказки №4.
2.Ответить на вопросы:
Откуда в пещере появилась каменная лягушка?



4-я группа:
1.«…Молчит лягушка. Пошла Оля дальше. Дошла до грота Центрального, а там три дороги в разные стороны расходятся. Думает: «Ну точно, как в сказке, даже камень с подсказкой есть», и пошла к озерам».

Задание для группы №5
1.Прочитать отрывок сказки №5.
2.Ответить на вопросы:
Откуда в пещере, под землей взялась вода?
И как она называется?

5-я группа:
1. «…Полюбовалась Оля на «серебряный дождь», подскользнулась на Мокрой кочке и вышла большому подземному озеру».
2. Наверное она просочилась сквозь землю. Это подземные воды. Подземные воды образуется вследствие просачивания с поверхности земли речной, талой и дождевой воды.

Вы ответили на главный вопрос – это действительно подземные воды. И это тема сегодняшнего урока. А в сказке как всегда все закончилось хорошо: «…Вдруг слышит Оля голос: «Девочка, не отставай, иди в грот Великан». Испугалась она и спрашивает: «Ты кто? Пещерный дух?» Ей отвечает голос из темноты: «Нет, я экскурсовод, а ты от ребят отстала, иди скорей, там тебя Дед Мороз ждет». И точно в самом большом гроте елка стоит и Дед Мороз. Мяч вернул и подарок вручил. Обрадовалась Оленька и побежала домой».
Автор этой сказки получает «5», а также все ребята , чьи работы размещены на доске.

Записывают тему урока.




Физкультминутка

Организация физкультминутки: во время экскурсии по Ледяной пещере вы узнали, что естественного освещения в пещере нет. Поэтому мы выполним упражнения для глаз: Исходное положение – руки на поясе. Поверните голову в право и посмотрите на правый локоть. Потом, верните голову в левую сторону и посмотрите на левый локоть. Выполните упражнение 5 раз.

Выполняют упражнение

3-й поисковый этап

Эксперементальная деятельность

Сейчас мы проведем опыт:
Инструктивная карточка у вас на столе. Прочитайте инструкцию и выполните задание.

1.Что вы наблюдали?
2. Какой вывод вы можете сделать из этого опыта?
3.От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?

Выполняют задание, согласно инструктивной карточке.
1.Глина не пропускает воду, а песок и гравий пропускают.
2.Вывод: есть горные породы, которые пропускают воду, а есть горные породы, которые задерживают.
3.От размер частиц горной породы и промежутков между этими частицами.

4-й этап представление результатов работы

Самостоятельная деятельность

У вас на столах конверты, в которых находятся названия слоев горных пород.
На основании проведенных опытов и используя справочные материалы, составьте схему и разместите ваши работы на доске.

Оформляют на листах схему (наклеивают слои горных пород в определенном порядке)

Выполненные работы размещают на доске.

5-й этап
подведение итогов урока

Обмен мнениями


Сравните то, что у вас получилось со схемой на слайде.

В заключении мы должны выяснить какие же функции выполняют подземные воды.

Внимание! Сейчас я раздам каждой группе бутылки с минеральной водой. Ваша задача внимательно прочитать этикетку, найти источник, где была добыта эта вода, а затем найти и отметить этот город на карте с помощью магнита.

Подземные воды регулируют уровень воды в реках и озерах.

Еще они используются для питья.
Подземные воды, которые содержат минеральные вещества и газы – минеральные – используются в лечебных целях).

Находят названия (Боржоми, Джермук, Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Обуховская, Ключи, Архыз, Кубай, Новотерская целебная) отмечают местонахождение источников на карте.

6-й этап
рефлексия




Заполните листы-самооценки

Анализируют собственную деятельность

7-й этап
домашнее задание




§29, вопрос 4 стр.86

Записывают домашнее задание

Приложение 1. Справочные материалы

Пещера - естественная подземная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями.

Карст- карстовое явление (от назв. плато Карст) - нарушение целостности массивов 
растворимых горных пород под воздействием вод.

Грот (фр. grotte) - форма рельефа, пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Подземные воды – это воды, находящиеся в толще горных пород.

Водопроницаемые – это рыхлые осадочные породы, легко пропускающие воду.

Водонепроницаемые – это плотные горные породы, не пропускающие воду.

Межпластовые – это воды, находящиеся между 2 водоупорными слоями.

Источник (родник) – выход грунтовых вод на поверхность.

Артезианские воды - это воды, которые могут изливаться на поверхность земли (фонтанировать). 

Приложение 2. Инструктивная карточка.
Возьмите три стакана, три воронки.
Разместите воронки в стаканы.
В воронку № 1 положите глину, в воронку № 2 - песок, в воронку № 3 – гравий.
Одновременно во все воронки налейте воду.
1.Запишите свои наблюдения.
2.Сравните скорость просачивания воды в воронках.

Приложение 3. Лист-самооценки.

Ф.И.; класс

На уроке я работал

активно /пассивно

Работа в группе мне

мешала /помогала

Своей работой я

доволен /не доволен

Материал уроке мне

полезен /бесполезен

За урок я

устал /не устал

Я поставил бы себе оценку

3 / 4 / 5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Тема урока: Подземные воды iconТема: «Озера, болота, подземные воды»
Цель: расширить знания учащихся о происхождении озер, болот; выяснить особенности размещения озер и болот по территории страны; изучить...

Тема урока: Подземные воды iconУрока по географии 5 класс Тема: Воды суши. Реки
Цель урока создать творческую атмосферу для изучения и формирования знаний о водах суши, их происхождении, и значении в хозяйственной...

Тема урока: Подземные воды iconУрок географии (6 класс) Тема урока: «Движение вод Мирового океана»
Цель: познакомить учащихся с движением воды в океане; с основными видами волн, причинами приливов и отливов. Разобрать строение волны...

Тема урока: Подземные воды iconУрока. Урок географии 7 класс. Тема: «Воды Южной Америки»
Физическая карта Южной Америки (глобус с маршрутом кругосветного путешествия), мультипроектор с компьютером, атласы, раздаточный...

Тема урока: Подземные воды iconУрока: Образовательные
Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения...

Тема урока: Подземные воды iconКонспект Урока географии в 7 классе по теме «Внутренние воды Южной Америки»
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 I ii видов»

Тема урока: Подземные воды iconЦели и задачи урока
Назвать воды суши, изучить части речной системы; познакомиться с понятиями «река», «исток», «устье», «приток», «водораздел», «бассейн...

Тема урока: Подземные воды iconРазработка урока по географии в 5 классе. Тема урока: «Первое кругосветное плавание»
Цель урока. Формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия

Тема урока: Подземные воды iconКонспект урока географии в 7 классе по теме: «Внутренние воды Южной Америки»
Учитель. На следующем уроке мы совершим путешествие по природным зонам Южной Америки, к которому необходимо подготовиться. Для этого...

Тема урока: Подземные воды iconТема урока: Научный комплекс Тип урока: комбинированный Цели урока
Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России....


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную