Отдел образования администрации косинского муниципального района


geo.na5bal.ru > География > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИЯ

9 КЛАСС

2014

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ: на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы_________ Протокол №__ от ________ ____Н.С. Андрова Н.В. Удникова

Руководитель ___________ _________________ ________________________

дата дата

Составитель: Андрова Валентина Александровна учитель географии

Рабочая программа по географии  для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного  общего образования и авторской программы В.П. Дронов - М.: Дрофа,2010.

Учебник  В.П. Дронов, В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство». 9 класс.

Курс географии 9 класса рассчитан на 68 часа (2 час в неделю).

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, примерной по географии в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.. Экономическая география является продолжением курса «Природа России». Предназначен курс для обучающихся 9-х классов.

Программой предусматривается изучение теоретических основ экономической географии и выполнение практических работ для полного усвоения материала. При этом особое внимание уделяется работе с картой, атласом и статистическими материалами.

Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении физической географии России в восьмом классе и проходит по учебнику В.П. Дронова, В.Я.Рома «Экономическая география России. Население и хозяйство» 2 часа в неделю.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее дифференциации в условиях разных экономических районов. Такой подход позволяет рассматривать экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду в их равноправном взаимодействии. В основу содержания предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Программа содержит национально-региональный компонент по географии своего края (10 часов).

Изучение экономической географии направлено на освоение знаний особенностей природы, населения и хозяйства России в целом и по районам; - овладение умением работать со статистическими материалами и экономической картой; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний, позитивного отношения к окружающей среде; - воспитание любви и бережного отношения к своей местности; региону, стране, взаимопонимания с другими народами; -формирование способностей к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде и т. д.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам в часах, а также уделено внимание контрольно-обобщающей проверке знаний.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.

В программе не предусмотрено выделение часов на зачетные занятия и предэкзаменационные консультации.

Учебно-тематический план



п/п

Раздел, темы

Количество часов

По темам

1.

Общая часть курса экономической географии России.

Политико- государственное устройство

Население

Экономика Российской Федерации

Важнейшие МОК России и их география

35 час

4

8

7

16


2.

Раздел 2. Экономическое районирование. Регионы России.

Экономическое районирование

Западный макрорегион

Региональный компонент Изучение родного края

Восточный макрорегион

33час

1

14

10

8



Содержание курса.
Раздел І. Общая часть курса экономической географии России. 35 час

Введение в экономическую географию.

Тема 1. Географическое положение и государственное устройство РФ. Государственная территория России. Положение по отношению к природным богатствам, морям и океанам. Оценка положения страны в большей степени на равнинной территории, к богатым пространствам недр, континентальному шельфу и т.д. Геополитическое и транспортно-географическое положение России. Морские и сухопутные границы. Оценка положения страны по отношению к соседним государствам и транспортная связь с государствами мира.

Тема 2. Население Российской Федерации. Заселение и освоение территории России. Численность, воспроизводство и естественный прирост населения. Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, ЕПН. Национальный и религиозный состав населения. Половой о возрастной состав. Трудовые ресурсы. Механическое движение населения –миграции, их направление. Уровень образования и состояния здоровья населения. Плотность населения и густота поселений в Российской Федерации. Понятие о расселении населения. Типы поселений. Урбанизация, городские агломерации. Проблемы больших городов.

Тема 3. Экономика Российской Федерации. Особенности развития хозяйства России. Экономические системы в историческом развитии страны. Традиционная, командная, рыночная, теневая , смешанная системы. Отраслевая структура хозяйства РФ. Природно-ресурсный потенциал и его оценка. Проблемы и перспективы использования ресурсов. Россия в мировой экономике.

Тема 4. Важнейшие МОК России и их география. Научный комплекс. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. Города и технополисы.

- Машиностроительный комплекс. Роль, состав, факторы размещения отраслевой машиностроения. География машиностроения. Роль машиностроения ВПК.

-ВПК ( Военно-промышленный комплекс). Отраслевой состав ВПК, его место и значение в России. Специфика и особенности в размещении отраслевой ВПК.

- ТЭК ( Топливно-энергетический комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Основные районы добычи сырья. Электроэнергетика, ее значение. Типы электростанций, энергосистемы. Проблемы ТЭК. Крупнейшие АЭС в России.

-Комплексы конструкционных материалов. Понятие о традиционных и новых конструкционных материалах и отраслях, их производящих. Металлургия черная и цветная. Сырьевая база. Значение металлургии в экономике. Особенности производства металлов и размещение предприятий. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды предприятиями черной и цветной металлургии.

-Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие предприятия. Проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и решение этой проблемы.

-Агропромышленный комплекс (АПК). Его значение и состав. Взаимосвязь отраслей трех звеньев. Зависимость сельского хозяйства от природных условий. Разнообразие в растениеводстве и в животноводстве на территории страны. Отрасли, обслуживающие и перерабатывающие, их значение в хозяйстве страны. Продовольственная проблема в России. Пищевая и легкая промышленность.

-Инфраструктурный комплекс. Состав, особенности входящих в него отраслей. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Жилищное и рекреационное хозяйство. Услуги, связанные с транспортом воздушным, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), водным (речным и морским). Особенности транспорта.

-Связь почтовая, телевизионная, телефонная, сотовая, интернет. Сфера обслуживания.

Раздел 2. Экономическое районирование. Регионы России. 33час

Тема 1. Экономическое районирование России. Западный макрорегион – Европейская Россия. Общая характеристика.

Центральная Россия – состав, ЭГП, природные условия и ресурсы. Население Центральной России. Хозяйство и отраслевая структура. Промышленные и транспортные узлы. Узловые районы.

Тема 2. Северо-Западный экономический район. ЭГП, природные условия и ресурсы района. Хозяйство района. Отрасли специализации. Санкт-Петербург.

-Европейский Север. ЭГП, состав, природные условия и ресурсы района. Население и хозяйство, связанное с морем и лесом. Специализация района.

-Европейский Юг (Северный Кавказ). Особенности ЭГП, природные ресурсы и условия. АПК района, его состав. Этнический состав. Миграции, связанные с населением.

-Поволжье. ЭГП, состав, природные ресурсы. Население и хозяйство район. Отраслевая структура района. Города Поволжья.

-Урал. Особенности ЭГП, состав, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство Урала. Отрасли специализации.

Тема 3. Региональный компонент. Изучение своего края. Пермский край. ЭГП, состав, место КПО в Пермском крае. Природные условия и ресурсы нашего края. Население, численность, состав, естественная убыль. Демографическая ситуация. Социально – экономическое развитие Пермского края: промышленность, сельское хозяйство, АПК, транспорт. Особенности культуры населения нашего края.

Тема 4. Восточный макрорегион. Западно – Сибирский экономический район. ЭГП, состав, природные условия и ресурсы. Население и развитие хозяйства. Специализация района.

–Восточная Сибирь. ЭГП, состав, особенности природных условий и ресурсов. Население и хозяйство Восточной Сибири. Отрасли специализации района.

-Дальний Восток. Особенности ЭГП, состав, природные условия и ресурсы Дальнего Востока. Население и развитие хозяйства. Специализация Дальнего Востока.

Проверочный тест.

Требования к уровню подготовки (результаты обучения) В результате изучения географии ученик должен знать и понимать основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, их территориальный состав; отрасли местной промышленности.

Описывать природные ресурсы; периоды формирования хозяйства России; особенности отраслей; традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях; экономические связи районов; состав и структуру отраслевых комплексов;

Объяснять различия в освоении территории; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов; размещение главных центров производства; сельскохозяйственную специализацию территории; структуру ввоза и вывоза; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. Программа включает в себя основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся.

Литература.

Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл., Дрофа. 1999. Ром В. Я. Новое в России: цифры, факты. Дополнительные главы к учебнику В. Я. Рома, В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство». 9 кл., Дрофа, 1999. Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы. М, Просвещение, 1996.

Лымарев В. И. Островная земля России. М., Просвещение, 1993. Пармузин Ю. П. Живая природа. М., Просвещение, 1994. Дронов В.П., Максаковский В. П.. Ром В. Я. География: Справочные материалы. 9 - 10 кл. М, Просвещение, 1994. Ратанова М.П. и др. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М., Мнемозина, 1998.

Сиротин В.И. Рабочие тетради с комплектами контурных карт. 6, 7, 8, 9, 10 кл. М.,Дрофа,1998, 1999, 2000. Сергеева К. П. За страницами учебника географии. 8 - 9 кл. М. Просвещение, 1997.

Бабуров В. Л. Деловые игры по экономической и социальной географии. М., Просвещение; АО «Учебная книга», 1995. Задачи по географии / Под редакцией А. Ф. Наумова. М., Мирос, 1993.

В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. Москва, Дрофа. 2010.

География КПАО. Учебное пособие. Пермская книга. 1992.

География Пермской области. Пермь. Издательство «Книжный мир». 1999.

Шаги времени. Косинский район. Пермское книжное издательство. 2004.


Календарно - тематическое планирование


урока

Тема урока

Практические работы

номенклатура

Общая часть курса экономической географии России

1

Введение в экономическую географию




экономика

2

Российская Федерация

Практическая работа № 1 «Субъекты РФ»

Субъект, Федерация

3

Физико- географическое и экономико-географическое положение

Определение ЭГП России

ФГП, ЭГП

Политико-государственное устройство РФ


4

Геополитическое и транспортно-географическое положение России




Геополитическое положение

Население РФ

5

Заселение и освоение территории России




Озоновый слой, изотерма

6

Численность и естественный прирост населения




ЕПН, воспроизводство


7

Национальный и религиозный состав населения

Практическая работа № 2 «Национальный и религиозный состав России»

Этнический состав

8

Миграции населения




Миграция, демография

9

Расселение населения. Городское и сельское население

Практическая работа №3 «Определение плотности населения отдельных территорий» Практическая работа №4 Выявление влияния природных условий на размещение населения»

Демогра-

фическая

политика

10

Урбанизация

Практическая работа №5 «Урбанизация в России»

Урбанизация, агломерация, мегаполис

11

Трудовые ресурсы







12

Контроль знаний по теме «Население РФ»







Экономика Российской Федерации

13

Экономические системы в историческом развитии России. Традиционные и командные системы







14

Рыночная и смешанная экономика









15-16

Отраслевая структура хозяйства РФ

Практическая работа №6. Составление таблицы «Производственная и непроизводственная сферы»

Отрасль,специализация

17

Природно-ресурсная основа экономики России

Практическая работа №7 «Определение по карте природных ресурсов России»




18

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития







19

Контроль знаний по теме «Экономика РФ»







Важнейшие МОК России и их география

20

Научный комплекс








21

Машиностроительный комплекс. Роль, состав, факторы размещения




Машиностроение

22

География машиностроения

Практическая работа №8 «Определение главных районов размещения отраслей машиностроения

МОК

23

ВПК (Военно-промышленный комплекс)




ВПК


24

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

Практическая работа №9 «Определение районов добычи нефти, газа, угля по картам и статистическим материалам»

ТЭК, энергетика

25

Электроэнергетика




ГеоТЭС, СЭС, ВЭС,ПЭС

26

Комплексы конструкционных материалов. Металлургия.







27

Черная металлургия

Практическая работа №10 «Составление характеристики одной из металлургических баз»

Металлургия

28

Цветная металлургия

Практическая работа №11 «определение главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»




29

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Практическая работа №12«Составление характеристики одной из баз химич. Промышленности по картам и статистическим материалам»




30

Лесная промышленность

Практическая работа №13 «лесная и деревообрабатывающая промышленность России»




31

Агропромышленный комплекс. Земледелие и животноводство.

Практическая работа №14 «Определение по карте основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

АПК,мелиорация

32

Пищевая и легкая промышленность







33

Инфраструктурный комплекс. Роль транспорта

Практическая работа №15 «характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану»

Инфраструктура. Услуга

34

Особенности различных видов транспорта

35

Связь. Сфера обслуживания




Интернет, сотовая связь.

Экономическое районирование

36

Экономическое районирование России




Экономический район

Западный микрорайон – Европейская Россия

37

Общая характеристика Европейской России




Экономический район



38

Центральная Россия – состав, географическое положение, природные условия и ресурсы

Практическая работа №16 «Характеристика ЭГП района или области Центральной России»




39

Население центральной России




«Дикое поле»

40

Экономика и ее территориальная структура

Практическая работа №17 «Особенности специализации сельского хозяйства центрально-черноземного района»

Наукоград

41

Узловые районы Центральной России

Практическая работа №18 «экономико-географическая характеристика города»

Узловой район

42

Европейский северо-запад







43

Европейский север. Географическое положение, состав, природные ресурсы и условия







44

Население и хозяйство Северного и экономического района

Практическая работа №19 «Характеристика хозяйства Европейского Севера»




45

Европейский Юг (Северный Кавказ). Географическое положение, состав, природные условия и ресурсы

Практическая работа №20 1) «определение природных условий и ресурсов Европейского Юга»

2) «Определение отраслей специализации Северного Кавказа»




46

Население и хозяйство Северного Кавказа




47-48

Поволжье







49-50

Урал – Географическое положение, состав, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство Урала

Практическая работа №21 «определение по карте отраслей специализации»




Региональный компонент. Изучение своего края.

51

Пермский край. Географическое положение, состав. Место КПО в Пермском крае, состав, территория

Практическая работа №22 «Определение географического положения нашего края»




52

Природные условия и ресурсы края

Практическая работа №23 «Определение ресурсов края по атласу»




53-54

Население Пермского края. Численность. Состав. Демографическая ситуация. Городское и сельское население.







55

Социально-экономическое развитие Пермского края







56

Промышленность края

Практическая работа №24 «Определение по атласу отраслей промышленности края». «Определение отраслей специализации»

каньон

57

АПК Пермского края

Практическая работа №25 «Определение отраслей сельского хозяйства края по атласу»




58

Транспорт Пермского края







59

Культура населения Пермского края







60

Повторительно-обобщающий урок по теме: население и хозяйство Пермского края.







Восточный макрорегион. Экономические районы.

61-62

Западная Сибирь. Географическое положение. Состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.

Практическая работа №26 «Определение отраслей специализации»




63-64

Восточная Сибирь. Географическое положение. Состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.

Практическая работа №27 «Определение природных ресурсов Восточной Сибири»




65-66

Дальний Восток. Географическое положение. Состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.

Практическая работа №28 «Природные ресурсы, условия и отрасли специализации»




67

Проверочный тест.







Поделиться в соцсетях



Похожие:

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтдел образования администрации косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «косинская средняя общеобразовательная школа»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтдел образования администрации косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «косинская средняя общеобразовательная школа»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconМинистерство образования иркутской области отдел образования администрации...
Образовательная программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карахунская средняя общеобразовательная школа»...

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет о результатах самообследования мбоу степновская школа по итогам 2014/2015 учебного года
Учредители: Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет главы муниципального образования Илекский район о работе администрации...
Уважаемые жители Илекского района и депутаты Совета депутатов муниципального образования Илекский район!

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconМуниципальное казенное учреждение «управление образования местной...
Къэбэрдэй-балъкъэр республикэм щыщ аруан район администрацэ щ1эныгъэмк1э управленэ

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconО результатах самообследования деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
Устав школы (утверждён Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 02. 06. 2014 №888)

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconЗадача настоящего доклада представить родительской общественности...
Вр –Шевякиной И. А. Доклад подготовлен на основе Примерного положения о Публичном докладе, составленным Департаментом образования,...

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconДоклад начальника отдела образованием Администрации Курманаевского...
«Комплексная модернизация системы образования Курманаевского района: достижения, проблемы, приоритеты и перспективы»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет о результатах самообследования деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
«Воркута» от 10. 05. 2012 №620), Изменения и дополнения к Уставу школы (утверждены Постановлением администрации муниципального образования...


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную