Отдел образования администрации косинского муниципального района


geo.na5bal.ru > География > Пояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИЯ

10-11 КЛАСС

2014

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ: на заседании ШМО зам. директора по УМР Директор школы_________ Протокол №__ от ________ ____Н.С. Андрова Н.В. Удникова

Руководитель ___________ _________________ ________________________

дата дата

Составитель: Андрова Валентина Александровна учитель географии

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства Образования России №1089 от 5.03.2004 года,

Изучение материала проходит по учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира».

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 10-х классах и 34 часа в 11-х классах).

Пояснительная записка

Социальная и экономическая география зарубежных стран мира является продолжением курса географии 9 класса «Экономическая и социальная география. Население и хозяйство России». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов и изучение материала проходит по учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» .

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства Образования России №1089 от 5.03.2004 года.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ, по каждому разделу изучения курса основывается на знаниях, полученных при изучении экономической географии в 9 классе.

Курс географии по содержанию сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание курса сформирует у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивает у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Рабочая программа направлена на формирование у учащихся представлений о географической карте мира, которое опирается на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещение населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 10-х классах и 34 часа в 11-х классах).

В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Раздел, темы

Количество часов

По темам

1.

Современная политическая карта мира


7 часов




2.

Природа и человек в современном мире

6 часов




3.

География населения мира


6 часов




4.

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство

Отраслевая структура

15 часов

8

7

5.

Регионы и страны мира

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия и Австралия

Африка

Северная Америка

Латинская Америка

29 часов

7

10

4

5

3

6.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

5 часов





Основное содержание
География мира (10-11 класс) 68 часов.
Раздел 1. Современная политическая карта мира. ( 7 часов)

Многообразие стран современного мира. Отношения между странами. Основные формы направления и административно – территориального устройства стран мира.

Геополитическое положение разных стран мира. Политическая география. Влияние международных отношений на современную политическую карту

Практические работы. Образование различных группировок по социально – экономическому развитию. Определение форм направления и территориального устройства стран мира.

Раздел 2. Природа и человек в современном мире. (6часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел 3. Население мира. (6часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел 4. География мирового хозяйства. (15 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Важнейшие экономические связи – научно – технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, представляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Раздел 5. Регионы и страны мира. (29 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения ,особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др.группы).Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства , проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел 6. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен знать и понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь -определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; -оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; -применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; -составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; -сопоставлять географические карты различной тематики; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Литература.
Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира. М. Гардарики,2000.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Москва «Русское слово». 2007. Часть 1.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Москва «Русское слово». 2007. Часть 2.

Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. - М. Дрофа. 2001.

Липец Ю.Г., Пуляркин В.А. География мирового хозяйства. – М. ВЛАДОС. 1999.

Максаковский В.П. Географическая культура. – М. ВЛАДОС. 1998.

Максаковский В.П. Литературная география. Книга для учителя. – М. Просвещение. 2005.

Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. – М. Международные отношения. 1999.

Холина В.Н., Наумов А.С. Социально-экономическая география. М. Дрофа – ДиК.2006.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – Москва «Просвещение».2012.

Календарно-тематическое планирование

10 класс


Раздел.

Тема урока

Практическая работа

Новые слова

1.Современная политическая карта

1-2урока. Многообразие стран современного мира. Группировки.

№1. Деление стран на группы на политической карте мира.

ВВП суверенное государство




3.Влияние международных отношений на политическую карту мира










4.Основные формы правления в мире

Определение форм правления

Теократическая монархия




5.Административно-территориальное устройство стран мира.

Определение административно-территориального устройства стран мира.


Унитарное государство, федеративное




6.Политическая география и геополитика.










7.Зачет по политической карте мира.







2.География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

8.Взаимодействие общества и природы.










9.Мировые природные ресурсы и ресурсообеспеченность.










10.Полезные ископаемые мира.

№2. «Определение по карте природных ресурсов». Работа с картой.







11.Загрязнение и охрана окружающей среды.










12.Географическое ресурсоведение. Геоэкология.

№3.Ресурсообеспеченность. Работа с атласом и статистическими таблицами.

Ресурсообеспече-нность. Природно-ресурсный потенциал. Мониторинг.




13.Повторительно-обобщающий урок. Тест.







3.География населения мира.

14.Численность и воспроизводство населения.




Этнология. Демография.




15.Демографическая политика. Качество жизни населения.










16.Состав населения. Религиозный, половой, возрастной, этнолингвистический.

№4. «Определение по атласу и статистическим материалам состава населения».

Экономически активное население




17.понятия об урбанизации. Типы поселений. Мегаполисы.

№5. «Определение по карте крупных и крупнейших городов мира».

Урбанизация. Мегалополис.




18. Размещение и миграции населения.

№6. «Размещение и миграции». Работа с атласом.







19.Проверочная работа.







4. География мирового хозяйства.

20. Понятие о научно-технической революции. Характерные черты и составные части.




НТР, наукоемкость.




21. Направления развития НТР.










22. Понятие о мировом хозяйстве.

№7. Построение схемы мирового хозяйства.

ГИС (геоинформациионная система)




23. МТРТ и международная экономическая интеграция. Экономические группировки: ЕС, АСЕАН, ЛАИ, ОПЕК, ТНК.




МТРТ, международная специализация, интеграция, ТНК.




24. Отраслевая структура мирового хозяйства.










25. Территориальная структура мирового хозяйства.










26. Региональная политика.




Региональная политика.




27. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

№9. «Размещение отраслей мирового хозяйства».

Депрессивный район. Технополис.

5. География отраслей мирового хозяйства.

28. География промышленности.




Электрификация, ТЭБ (топливноэнерге-ический баланс)




29-30. Размещение отраслей промышленности.

№10. Размещение отраслей промышленности.







31. География сельского хозяйства. Размещение сельского хозяйства.

№11. «Размещение отраслей сельского хозяйства».

Зеленая революция.




32. География транспорта.

№12. «Отрасли транспорта».

Контейнеризация




33. Всемирные экономические отношения.










34. Международный туризм.










Проверочный тест.








11 класс


Раздел.

Тема урока

Практическая работа

Новые слова




1-2. общая характеристика зарубежной Европы: ЭГП, природные условия и ресурсы.

№1. Определение ЭГП зарубежной Европы.

№2. Определение природных ресурсов зарубежной Европы.

СЕ (совет Европы)




3. Население Зарубежной Европы. Воспроизводство, миграции, состав, урбанизация.










4. Хозяйство Зарубежной Европы. Место в мире.

№3. Определение отраслей хозяйства в зарубежной Европе

Полимагистраль.




5. Географический рисунок расселения и хозяйства.










6. Субрегионы и страны зарубежной Европы.

№4. Сравнительная характеристика субрегионов Западной Европы по круговым диаграммам.







7. Проверочный тест.







2. Зарубежная Азия.

8-9. Общая характеристика Зарубежной Азии. Природные условия и ресурсы.

№5. Определение ЭГП природных ресурсов Зарубежной Азии.







10. Население: численность, воспроизводство, состав, урбанизация.




Сепаратизм.




11. Хозяйство. Размещение и специфика хозяйства Зарубежной Азии.

№6. Определение отраслей специализации Зарубежной Азии»







12. Китай. Общая характеристика и внутренние различия государства.

№7. Урок групповая работа по отдельным странам Азии.

Мегаполис.




13. Япония










14. Индия.




Полюс роста. Содружество, возглавляемое Великобританией.

3. Австралия

15-16. Австралийский союз.

№8. Определение ЭГП природных условий и ресурсов, отраслей хозяйства Австралии







17. Повторительно–обобщающий урок по теме: Зарубежная Азия и Австралия.







4. Африка

18. Территория, ЭГП, государственный строй Африки. Прошлое Африки.




ОАЕ (организация африканского единства)




19. Природные условия и ресурсы Африки.

№9. Определение ЭТП, природных условий Африки







20. Население Африки.




Геноцид




21. субрегионы Африки. Развитие хозяйства субрегиона.

№10. Определение отраслей хозяйств Африки.

Апартеид

5. Северная Америка

22. Общая характеристика Северной Америки ЭГП. Благоприятные предпосылки.










23. США. Общая характеристика.

№11. Определение природных условий, ресурсов, хозяйства по группам







24. Население и хозяйство США,




Сегерация. ВНП (валовой национальный продукт)




25. Микрорайоны США.










26. Канада. ЭГП, природные условия и ресурсы. Население и хозяйство.

Сообщение




6. Латинская Америка

27. Общая характеристика Латинской Америки. ЭГП. Прошлое. Природные условия и ресурсы.

№12. Сообщения. Определение природных условий и ресурсов, отраслей специализации.







28. Население и хозяйство стран Латинской Америки.




Латифундия




29. Бразилия и Мексика.

№13. На основе групповой работы.




7. Глобальные проблемы человечества

30-31. Понятие о глобальных проблемах человечества.










32. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

№14. Составление проектов по разным глобальным проблемам мира (по выбору учащихся)







33. Стратегия устойчивого развития.




МТС (географический союз). Устойчивое развитие.




34. Проверочный тест.







Поделиться в соцсетях



Похожие:

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтдел образования администрации косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «косинская средняя общеобразовательная школа»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтдел образования администрации косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «косинская средняя общеобразовательная школа»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconМинистерство образования иркутской области отдел образования администрации...
Образовательная программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карахунская средняя общеобразовательная школа»...

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет о результатах самообследования мбоу степновская школа по итогам 2014/2015 учебного года
Учредители: Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет главы муниципального образования Илекский район о работе администрации...
Уважаемые жители Илекского района и депутаты Совета депутатов муниципального образования Илекский район!

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconМуниципальное казенное учреждение «управление образования местной...
Къэбэрдэй-балъкъэр республикэм щыщ аруан район администрацэ щ1эныгъэмк1э управленэ

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconО результатах самообследования деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
Устав школы (утверждён Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 02. 06. 2014 №888)

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconЗадача настоящего доклада представить родительской общественности...
Вр –Шевякиной И. А. Доклад подготовлен на основе Примерного положения о Публичном докладе, составленным Департаментом образования,...

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconДоклад начальника отдела образованием Администрации Курманаевского...
«Комплексная модернизация системы образования Курманаевского района: достижения, проблемы, приоритеты и перспективы»

Отдел образования администрации косинского муниципального района iconОтчет о результатах самообследования деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
«Воркута» от 10. 05. 2012 №620), Изменения и дополнения к Уставу школы (утверждены Постановлением администрации муниципального образования...


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную