Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»


geo.na5bal.ru > История > Урок
Единый всекубанский урок 1 сентября 2012 года

Организационная информация


Тема урока

«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Предмет

Кубановедение

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Кравченко Ирина Викторовна учитель географии и кубановедения

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №6

Республика/край, город/поселение

Россия, Краснодарский край, станица Кущевская

Методическая информация


Тип урока

Урок-путешествие

Цели урока

 

1.Изучение ярких страничек истории своего края. 2.Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край. 3.Формирование умений прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Задачи урока

 

образовательные: создание условий для осмысления учащимися роли и места своих предков в становлении и процветании современной Кубани. развивающие: развитие условий для реализации потребности учащихся транслировать своё мировосприятие исторического прошлого и настоящего Кубани посредством диалога. воспитывающие: привитие бережного отношения к культурному и духовному наследию своего Отечества.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока

Учащиеся получат знания, которые обеспечат условия для более активной познавательной работы, сформируют потребность узнать о нашем крае больше, приобретут навыки и умения участвовать в диалоге, высказывая своё мнение.

Необходимое оборудование

Карта Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор.

Конспект урока


Мотивация учащихся

 

Ребята, сегодня у нас не обычный урок. Мы совершим с вами кругосветное путешествие, которое посвятим Дню рождению нашего Краснодарского края. Вспомните, когда был образован Краснодарский край, сколько лет ему исполняется? Край наш очень большой. По площади он больше даже некоторых государств: Бельгии, Голландии, Словакии и др. Поэтому мы не сможем сегодня посетить все села и города края, а сделаем лишь пять остановок. А вот вы в течении года будете собирать материал и подготовите презентацию о любом населенном пункте нашего края о его природе, достопримечательностях, интересных людях. Ведь не зря говорил В.Покопаев: «Богат наш край садами и хлебами. Цемент и нефть он Родине дает… Но самый ценный капитал Кубани – Простой и скромный труженик – народ».

Ход и содержание урока

 

Актуализация опорных знаний.

А начнем мы свое путешествие с главных северных ворот Кубани. Угадали? Конечно это станица Кущевская. Интерес к земле, на которой ты родился и живёшь, начинается с изучения своей малой родины. Лучший способ изучения своего края – это экскурсии, походы, разработка маршрутов. С нашей станицей связано очень многое. История Кущевского района начинается с 1794 года с поселения на новых землях куренными селениями (куренями) Запорожских казаков с населением 200 человек. До 1934 года Кущевский район входил в состав Донского Округа Северокавказского края. В 1937 году вошел в состав Краснодарского края. За 75-летнее существование как административная единица ни разу не менял своего названия и не входил в состав других образований. Если приехать в Кущевскую со стороны города – миллионера Ростова – на - Дону то с холма, на котором находится Поле казачьей славы, открывается прекрасный вид на станицу. Отсюда она видна от края до края. Кущевская раскинулась в устье реки Куго – Еи. Кирпичные добротные дома, золотые купола храма Иоанна Богослова, вертящиеся лопасти новой достопримечательности станицы гостиницы «Старая мельница», вот, что видят водители и пассажиры, проезжающие по трассе М4.

Наше путешествие по станице Кущевской предлагаю начать с визитной карточки нашего района, нашей гордости Поля казачьей славы и памятника «Казака». Формирование активной гражданской позиции Здесь, во время Второй мировой войны произошла знаменитая атака под Кущевской. Кущевская атака, ставшая легендой, продолжалась 3 часа 40 минут.

Фашисты в панике бежали. И только за рекой Еей им удалось укрыться за ударной силой - танковой группой войск. Над полем боя висела туча пыли. Кружившиеся немецкие самолеты не в состоянии были помочь своим войскам. Весть о разгроме 196-й пехотной дивизии кубанскими казаками облетела весь фронт. Кубанцы стали грозой для гитлеровских захватчиков. О накале битвы говорит то, что станица Кущёвская переходила из рук в руки 3 раза. Яростная атака казаков против танков врага под Кущевской родила боевой призыв: «Драться так, как казаки кубанцы и донцы!». В условиях, когда массы регулярных войск, охваченные «танкобоязнью», беспорядочно отступали перед превосходящими силами противника, упорное и успешное сопротивление врагу казачьих частей, сформированных всего лишь за восемь месяцев до боев (фактически как народное ополчение), было выдающимся фактом. Оно показало глубину и силу казачьих воинских традиций, для которых всегда, во все века и эпохи, были характерны бесстрашие перед врагом, презрение перед смертью, отвага, сплоченность и товарищеское братство. «Сам погибай, а товарища выручай» гласила старинная казачья пословица.

Мужественный подвиг конников признавали и сами враги. Немецкий лейтенант Хейтцель писал в своем дневнике: « ... казаков не возьмешь ничем, они бросаются на наши танки и жгут их. Несмотря на то, что казаков было меньше, они не отступили ни на шаг. Я вернулся с поля боя с четырьмя уцелевшими солдатами, остальные погибли. Боже, что там было! То, что я жив, просто чудо!» - так лихие эскадроны кубанских казаков громили фашистских захватчиков. За Кущёвскую атаку корпусу было присвоено звание «гвардейский». Казаки дали клятву: «Мы будем нести боевое гвардейское знамя по полям сражений до тех пор, пока последний гитлеровец, цепляющийся за нашу землю, не свалится в могилу». И эту клятву они выполнили. Казаки проявили и высочайший образец воинского умения и доблести. О героизме кубанцев в августе 1942 года писала газета «Красная звезда»: «Сыны Кубани и Дона беззаветно защищают каждую пядь земли. Так должны вести войну с немцами все части Красной Армии. Остановить немцев можно! Это доказали казаки, которые стали грозой для немецких захватчиков».

С каждым годом наша станица становится краше. В 1990 году кущевцы стали свидетелями закладки огромного храма. Начал его строительство по личному проекту местный священник отец Николай (в миру Николай Тихонович Запорожец). Первый камень был освящен 14 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Храм строился в стиле позднего московского барокко, с фронтоном на колоннах, а алтарная часть его исполнена в классическом стиле. И расположен он в одном из привлекательных мест станицы, на берегу реки Ея. Не каждый город может похвастаться ледовым дворцом, плавательным бассейном, поющим фонтаном, собственным зоопарком, а в Кущевке все это есть!

А теперь дальше в путь. По реке Еи, в Ейский лиман и вот город Ейск. Кто из вас был в Ейске, чем славен этот город?

Иван Поддубный поселился на азовском побережье в 1927 году. С тех пор вся его жизнь была связана с «тихой гаванью» — так он называл Ейск. Ейчане всегда гордились этим знаменитым человеком. Поэтому, к 100-летию со дня рождения — в 1971 году, и был открыт мемориальный музей шестикратного чемпиона мира по французской борьбе, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженного мастера спорта СССР, Заслуженного артиста РСФСР Ивана Максимовича Поддубного. Феноменальная физическая сила и выносливость помогли русскому богатырю прославиться на весь мир и завоевать титулы «чемпион чемпионов», «король борцов» Работая в цирке, как атлет гиревик он покорил сердца зрителей в 50 странах мира.

А теперь мы огибаем Таманский полуостров. Что вы знаете об этом месте?

Викторина. «Азбука атамана» . Казаки говорили на особом кубанском диалекте. Он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с ним?

Люлька (трубка для курения), тютюн (табак низкого качества), человик (муж), горище (чердак), дывиться (смотреть), цыбуля (лук), арба (телега), калюжа (лужа), батрак (наемный рабочий), балка (длинный овраг), торба (мешок). бобыль (одинокий мужчина), кочет (петух), дробына (лестница), тын (сплошной забор), баз (хоздвор), вечерять (ужинать), людина (человек), баркас (большая лодка), грубка (печь), рушник (полотенце).

А на пути нас ждет город –герой Новороссийск. Почему он так называется? Во время Великой Отечественной войны 19411945 большая часть города была захвачена войсками вермахта..В 1943 году, в ночь на 4 февраля, южнее Новороссийска, в район Мысхако высадился десант моряков численностью 274 человека, захвативший плацдарм (впоследствии «Малая земля»), который удерживался 225 дней, до полного освобождения города. 16 сентября  город был полностью освобождён. 14 сентября 1973 года в ознаменование 30-летия разгрома войск вермахта при защите Северного Кавказа Новороссийску присвоено почётное звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

А теперь, через горы (какие?) перейдем в сердце нашего края - Краснодар.

Почемучка.

1.Когда черноморцы прибыли на Тамань? (1792) 2.Когда был заложен войсковой град Екатеринодар? (1793) 3. Кто возглавил делегацию, посланную в Петербург с просьбой о даровании земель казакам на Кубани? (Головатый) 4.Кто «сыскал» место под войсковой град? (Чепега). 5.Когда был основан кущевский курень? (1794).

Прогуляемся по городу и вспомним его историю. В сентябре 2006 года Кубанской столице был возвращен ее главный символ – памятник императрице Екатерине Второй.

Памятник восстановлен по авторским чертежам и эскизам скульптора Михаила Микешина, который был автором оригинальной скульптурной композиции, созданной в Екатеринодаре в 1907 и демонтированной в 1920 году по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета. Над воссозданием памятника Екатерине Великой в течение четырех лет трудилась группа мастеров под руководством заслуженного художника России Александра Аполлонова. Рядом с памятником Екатерины , расположен собор Александра Невского. Собор был заложен на войсковые средства в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора. Работы по сооружению собора прервала Крымская война. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора. В 1937 году собор был разрушен. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани А.Ткачевым. Об истории нашего края многое могут рассказать памятные места. Например, памятник екатеринодарцам, жертвам Гражданской войны в России, 1997 г., архитектор А.Гурин, скульптор А.Корнаев. Находится в городском саду. 1917 год в очередной раз поставил жителей России в условия страшного социального конфликта. Четыре года длилась Гражданская война, унося с собой в небытие миллионы людей. Победа досталась Красной армии, но стоила она слишком дорого.7 ноября 1998 года на центральной аллее парка имени Горького состоялось торжественное открытие памятника «Примирения и согласия», посвященного сгоревшим в пламени Гражданской войны мирным жителям и воинам, независимо от их принадлежности и убеждений. Два крыла высотой семь метров возвышаются над плитой из гранита, на которой в золотом венке лежат буденовка и папаха – символы Красной и Белой армий. Только теперь, спустя восемь десятилетий после окончания Гражданской войны, краснодарцы чтят память и тех и других.

Каждый населенный пункт нашего края славен своими традициями, историей. В наших силах сделать его краше.

Рефлексия деятельности на уроке 

- Какое впечатление на вас оказало знакомство с историей нашего края? Что полезного вы можете сделать для нашей малой Родины?




Литература

Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992. Лотышев И.П. География Краснодарского края. Краснодар, 1999.







Поделиться в соцсетях



Похожие:

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconУрока географии 5 класс Тема «Первые европейцы на краю Азии»
Познавательные ууд: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно;...

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconТема Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии
Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconРазработка урока по географии в 5 классе. Тема урока: «Первое кругосветное плавание»
Цель урока. Формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconТема урока: Научный комплекс Тип урока: комбинированный Цели урока
Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России....

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconУрока Тема урока Содержание образования
Познавательные Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconКонспект урока Тема урока: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Тема и номер урока в теме: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. №1

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconТема урока: Образ борьбы и победы в искусстве
Цель урока: (для учителя): Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. Бетховена

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconКалендарно-тематическое планирование Тема урока Практические работы
Общая физическая география России (30 ч) Тема Географическое положение России

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconКонспект урока географии Тема урока: литосфера
Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. М.: Дрофа, 2010, 349 с

Тема урока «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!» iconПродолжительность урока: 45 минут Место проведения
Тема урока: «Размышление над произведениями русских поэтов «Что такое любовь к Родине?» Программа «Школа 2100»


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную