Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья»


страница1/8
geo.na5bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга» г.Белорецк муниципального района Белорецкий район республики Башкортостан


Я - белоречанин

(методическое пособие по обеспечению

этнокультурного образования дошкольников)

2013г.

«Я – белоречанин»: методическое пособие по обеспечению этнокультурного образования дошкольников/

В данном методическом пособии представлены практические материалы и методические разработки из опыта работы детских садов города Белорецка республики Башкортостан по приоритетным направлениям этнокультурного образования субъектов образовательного процесса в ДОУ: педагогов, детей, родителей.

Авторский коллектив: зав. МДОБУ детский сад №2 г. Белорецк Иванова Л.В., ст. воспитатели: Тихонова Л.Н., Горбатова Е.В., воспитатели: Шереметьева Л.Л., Обухова Н.Н., Машкина С.П., Ручкина О.А., Кузнецова С.К., Иванова О.Г., Лаврухина О.П., Возжаева В.Г., Сандракова Л.П., Полякова Н.В., музыкальный руководитель Нурбекян С.Г., учитель – логопед Шабаева О.А.,учитель – логопед Билалова А.Ф., учитель - логопед Юсупова Р.В., заведующая д/с № 1 Иванова Т.А., ст. воспитатель МАДОУ детский сад № 1 Костенкова Р.М., воспитатель Султанова А.И., зав. МДОБУ д/с № 4 Черепенькина Г.Ю., старший воспитатель Балдова Л.Н., зав. МДОБУ д/с № 15 Хамматова З.Р., ст.воспитатель Черепанова О.Н., воспитатели д/с № 11 Лысюк А.Н., Мирасова З.З.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….4

  2. Проблема реализации этнокультурного подхода в воспитании и развитии дошкольников…………………………………………………...5

  3. «Пути обогащения этнокультурного опыта детей дошкольного возраста», Бабунова Е.С., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МаГУ………………………………………………………..7

  4. Комплексно – тематическое планирование по обеспечению программы «Дети Белоречья»…………………………………………………………12

  5. Программа научно – методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья»:

- реализация ФГТ к методическому обеспечению образовательного процесса в МДОБУ………………………………………………………………………....27

- презентация комплекта методического обеспечения к вариативной программе «Дети Белоречья»…………………………………………………..29

- использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...31

  1. КВН «Звезды зажигаются» (презентация приоритетов этнокультурного образования дошкольников)……………………………………………..33

  2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными башкирскими праздниками………………………………………………37

  3. Перспективный план физкультурных развлечений и досугов на материале русской и башкирской культуры…………………………….54

  4. Комплексно – тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с татарскими народными праздниками (весеннее – летний цикл)………………………………………………………………61

  5. Календарно – тематическое планирование музыкально – театральной деятельности с использованием уральского казачьего фольклора…....66

  6. Методическое руководство по использованию пособия «Я познаю Южный Урал»…………………………………………………………….82

  7. Методическое руководство по ознакомлению дошкольников с обрядом татарского народа «Кызыл йоморка»……………………………………86

  8. Фольклорный праздник «Водопол»……………………………………..87

  9. Перспективное планирование походов, прогулок, экскурсий в средней группе……………………………………………………………………...92

  10. Перспективное планирование походов, прогулок, экскурсий в старшей группе…………………………………………………………………….102

  11. «Народная педагогика в семейном воспитании»……………………..112

  12. Список используемой литературы……………………………………..122

Введение

К особенностям современной социокультурной среды России относится её полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного возраста – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетенции, определяющей уровень социокультурного развития.

Современное содержание образования представлено четырьмя компонентами: федеральным, региональным, муниципальным и местным – конкретным учреждением, что дает возможность реализовать задачи этнокультурного развития дошкольников с культурой народов мира, региона и народов родного края. Республика Башкортостан представляет собой мозаичность культур более 100 национальностей, а каждая конкретная местность – содружество культур конкретных народов, проживающих на конкретной территории. Существует необходимость ознакомления детей с культурой тех народов, которые живут с ними рядом.

В предложенном методическом пособии собраны практические материалы из опыта работы по приоритетным направлениям образовательного процесса ДОУ на основе приобщения дошкольников к культуре русского, башкирского, татарского народов и уральского казачества.

Авторский коллектив пособия отражает педагогические наработки, созданные в реалиях организации деятельности городского ресурсного центра на базе МДОБУ детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга» г.Белорецка муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Проблема реализации этнокультурного подхода в воспитании и развитии дошкольников.

Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности.

В исследованиях Ж. Таже, Э. К. Сусловой, О. Н. Юденко и др. было доказано, что дети 5 лет имеют представления о себе и других этнических группах, но такой компонент сознания, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка отражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентации и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании - это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в природном и социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для его этноса.

Носителями культурных способов познания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. Через общение в семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, предметами окружающего мира и природой.

(Д. Б. Эльконин)

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

(П. Флоренский, М. Мид и др.)

В настоящее время говорят о толерантном поведении и этики межнационального общения - обосновано Э. К. Сусловой и Р. Л. Агишевой - актуальность поликультурного (интернационального образования).

С позиций этнопсихологии и этнопедагогики для появления у ребенка «базового доверия к миру», в первую очередь, должна быть сформирована установка на принадлежность к определенной социально-культурной группе, что возможно только на основе формирования национальной и культурной идентичности.

Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной «нетревожной» картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

Каждый народ в силу сложившихся исторических, социальных и географических условий выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям, которая отражает мировоззренческие установки народа и образ его жизни в зависимости от историко-социальных и природно-климатических условиях. Эта особенность как раз и учитывается в программе «Наш дом Южный Урал», разработанной группой преподавателей, профессоров МаГУ.

Еще более влияет на своеобразие той или иной народной культуры выбор определенной религии и степень ее укорененности в этносе.

Пока религия воспринимается как единое целое с нацией, механизмы генетической памяти действуют с полной отдачей: наши предки выбирали себе религию, опираясь на особенности национального мировоззрения, на основе соборного решения, сознавая свою ответственность перед потомками.

Тенденции развития современного общества таковы, что складываются условия экуменизма, смешения разных религий и конфессий, что может привести к утрате своеобразия культур разных народов, что влечет за собой утрату национального самосознания, потерю людьми чувства национального достоинства.

Конечно, в мире есть общечеловеческие ценности, единые понятия добра и зла, любви и ненависти и т. п., но у каждого народа в зависимости от условий его проживания, формируется национальное чувство, чувство любви к своей родине, своему дому.

Русская душа всегда существовала в единстве с природой, и для многих эмигрантов символом родного края являются белые березы. На слово «белый» у русских возникает ассоциация со снегом, у узбеков - с хлопком, у казахов - с молоком.

Поэтому наша задача обеспечить ребенка тем наглядным материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании.

Конечно, мы используем дидактические игры Запада и Востока (компьютерные игры), но, используя их, мы сопоставляем с жизнью в нашей стране, иначе ребенок будет с удовольствием строить американские небоскребы и не знать, что такое деревянная русская изба.

Этнопедагогический подход в работе предполагает сохранение практико-ориентированную составляющую процесса этнокультурного образования.

Он успешен лишь в тех случаях, когда при опоре на традиции этноса в содержание воспитания широко включается и секулярная составляющая родной культуры (фольклор, профессиональное искусство, наука, национальные, исторические, гражданские и патриотические традиции).

Своевременное приобщение детей к народной культуре исключает опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает ее ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Возможно избежать и проявления «маргинального синдрома», когда человек находится между двумя (и более) культурами, но не в состоянии удовлетворить ни свои потребности, ни ответить тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляет ему общество.

Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребенка.

Ныне перед образовательными учреждениями стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды, что включает в себя знание основ культуры других народов, иначе говоря - этнокультурную осведомленность и уважение к различным ее проявлениям.

Этнокультурная осведомленность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным и благоприятным для формирования у детей этнокультурной осведомленности.

Пути обогащения этнокультурного опыта детей дошкольного возраста

Бабунова Е.С., профессор кафедры

дошкольной педагогики и

психологии МаГУ

Основные понятия

Социальный опыт – исторически выработанные знания, отражающие уровень общества.

Этнокультурный опыт - результат совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающий их национальное своеобразие.

Метод – путь, способ приобщения детей к культуре различных народов.

Обогащение – процесс присвоения ребенком этнокультурного опыта.

Механизм обогащения – ознакомление и приобщение.

Формирование – процесс управления становлением и развитием этнокультурного опыта.

Формирование – процесс наполнения образовательной деятельности определенным содержанием

Содержание этнокультурного опыта – знания о различных видах традиций народов (бытовые, семейные, календарные, трудовые, социальные, праздничные, фольклорные, игровые, музыкальные, природоведческие и др.);

Социокультурные качества – толерантность, уважительное отношение, доброжелательность, заинтересованность и др.

Этнокультурные умения – умение идентифицировать себя как представителя конкретной этнической группы, умения общаться и взаимодействовать с представителями разных национальностей в разных видах деятельности,

Уровни российской идентичности

Базовый этнический – идентичность с культурой этноса.

Территориально-региональный – идентичность с региональной культурой.

Национально-государственный – идентичность с культурой общности «российский народ»

Пути приобщения детей к культуре различных народов

Механизм приобщения:

  • реализация содержания (контента) этнокультурного опыта (концепты, ценности и взаимоотношения);

  • формирование этнокультурных ценностей (нормы, правила, моральные качества и оценочные критерии);

  • формирование действенного отношения к этнокультурному опыту на эмоционально-положительной основе

Направления формирования этнокультурного опыта в соответствии с психологическим механизмом:

1. Интеллектуально-познавательное направление.

2. Эмоционально-ценностное направление.

3. Практико-действенное направление.

Особенности реализации направлений:

  • использование различных видов мотиваций (познавательной, игровой, личностной, коммуникативной, учебной, практической, занимательной и др.);

  • динамичность в формировании этнокультурного опыта;

  • усвоение и преобразование этнокультурного опыта;

  • аккумулирование (накопление) и проявление этнокультурного опыта в этнизации личности

Уровни этнокультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста могут выражаться:

1) воспитанность как объем этнокультурных компетенций (знаний, умений, навыков), способность к их интеграции и использования в условиях изменяющихся требований внешней среды;

2) воспитанность, характеризующая эмоционально-ценностное отношение к тем или иным этнокультурным предметам и явлениям;

3) воспитанность в конкретных сферах этнокультурной деятельности.

Ведущие линии создания полилогического этнокультурного образовательного пространства:

  • предметно-информационная обогащенность (атрибуты народного быта, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции и др.);

  • образцы творческой деятельности различных народов региона (предметы – подлинники: книги, картины; декоративно-прикладное искусство и др.);

  • эмоционально-ценностная культурная значимость (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);

  • знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, костюмы народа, атрибуты народного домашнего быта).

Основные формы реализации традиций

  • циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурную, игровую и др. – на основе единого этнокультурного содержания. Тематика занятий реализуется как занимательные дела в виде разработки с детьми проектов: «Жилища народов Южного Урала», «Праздничные украшения народов Южного Урала», «Родные мелодии и напевы Урала», «Дом вести – не крылом мести» и др.;

  • целевые тематические прогулки, экскурсии в художественные мастерские, в реальные деревню, станицу, аул, музеи, этнокультурные центры «Город уральских мастеров», «Быт уральского казачества», «Фольклорная деревня» и др.;

  • самостоятельная деятельность детей, представленная игровой, познавательной, художественно-изобразительной, продуктивной видами деятельности («Мастерская народных игрушек», «Фабрика народных костюмов», «По дорогам легенд и сказок» и др.;

  • культурно-досуговая деятельность, включающая отдых (личное время детей), праздники и развлечения («Сабантуй», «Каргатуй», «Масленичные гуляния» и др.), самообразование (рассматривание фото- и иллюстраций, флэш-карт, дидактические игры и др.), игры-забавы («Народные игрушки», «Народные инструменты», «Ряжение» и др.), концерты и театрализованные представления («На Урале железо куют, на Урале песни поют», «Встреча гостей на уральской земле» и др.).

Спектр методов и приемов этнокультурного воспитания дошкольников:

  • методы, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картин и репродукции, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей; «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.); метод этнической топонимии, то есть знакомство с названиями местности; эвристическая беседа «Семейные традиции вчера и сегодня», в основе которой лежат метод сравнения и метод вопросов

  • методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения: рефлексивный метод; игровые методы (сенсорно-эмоциональные игры «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо», «Кому, что нужно для работы»);

  • методы опытно - деятельностного стимулирования: картографический метод («Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»); метод моделирования («Модели народных календарей», «Труд человека на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.); метод макетирования («Пещеры Южного Урала», «Природные зоны Урала»).

Приемы групп методов

В первой группе методов основными приемами выступали:

  • объяснение;

  • напоминание;

  • сравнение;

  • сопоставление;

  • проблемные вопросы;

  • выдвижение гипотез, загадок;

  • обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.

Ко второй группе методов этнокультурного воспитания дошкольников мы отнесли следующие приемы:

  • сюрпризные моменты;

  • введение народных и сказочных персонажей;

  • прием наивного антропоморфизма («О чем нам расскажет курай»);

  • выполнение игровых действий через отражение игровых образов;

  • разыгрывание ролей, этюдов, создание ситуаций успеха;

  • фиксация успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

К третьей группе методов нами отнесены следующие приемы:

  • творческие задания, составление коллажа, «Родового дерева»;

  • коллекционирование атрибутов народного быта;

  • организация встреч гостей разной национальности (игровые тренинги).

Пути активного привлечения родителей к этнокультурному воспитанию детей:

  • привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с фольклорно-музыкальными произведениями, народными костюмами, украшениями, праздниками; обучение вышиванию, плетению из ниток);

  • участие родителей в работе этноклубов, этноцентров, этнокружков;

  • участие родителей в совместных с детьми выставках семейного творчества;

  • привлечение родителей к созданию и пополнению этнокультурной предметно-развивающей среды (предоставление предметов старины, коллекций, фотографий);

  • создание и организация взаимодействия родителей и детей на базе познавательной игротеки этнокультурного содержания.

Общий вывод

  • Этнокультурное воспитание – процесс создания условий, способствующий накоплению у детей этнокультурного опыта.

  • Этнизация личности ребенка – результат этнокультурного воспитания как последовательного многоаспектного процесса этнической социализации.

  • Этнокультурное воспитание осуществляется в ходе стихийного взаимодействия ребенка с этнокультурным миром и в процессе целенаправленного образования, содержанием которого является различные аспекты этнокультуры.

  • Детский сад и семья – два взаимосвязанных социальных института, способствующие накоплению у детей этнокультурного опыта.


Комплексно – тематическое планирование по реализации программы «Дети Белоречья»


Сроки

Тема

Цели и задачи


Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых, осуществляемая в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Сентябрь

1 неделя

«Мой дом»

Интеграция областей – социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, безопасность.

1. Формировать у детей представление о семье, семейных отношениях, традициях.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к близким людям.

3. Развивать качества будущего семьянина.

1. «Мой дом» (познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, коммуникация)

2. «Родословное дерево» (познание, художественное творчество, социализация)

3. «Музыка нашей семьи» (художественное творчество, чтение, коммуникация)

4. «Спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья» (физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество)

5. «Мой папа – металлург» (участие родителей) (социализация, труд взрослых, чтение, коммуникация).

5а. «Моя семья» (итоговое НОД) – портрет моей семьи (художественное творчество, чтение, социализация, здоровье, коммуникация)



Составление рассказов «Моя семья».

Проведение шоу по материалам устного народного творчества о семье.

Составление альбома «Моя семья» (фотоколлаж). Просмотр слайд – шоу о семье.

Чтение литературы Я.Аким «Моя родня». Изготовление подарков бабушкам и дедушкам из осеннего природного материала. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Изготовление макета «Металлургический комбинат».

Праздник корнеплодов.

Внесение атрибутов народного семейного быта:

- «Родовое древо»;

- «Фотоколлаж»;

- «Семейная шкатулка» (реликвия семьи);

- Внесение рисунков «Моя семья»;

- Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери»;

- «Встречаем гостей»;

- «Город металлургов».

Подвижные игры:

«У дедушки Трифона», «Дай, дедушка, ручку»



Изготовление:

- пособия с детьми «Семейная шкатулка». - информационного стенда «Профессии родителей».

Субботник по уборке территории (дети, родители). Изготовление фрагмента макета о металлургическом комбинате.

Оформление ярмарки «Урожайная».

Консультация «Возле батьки, матки – учатся дитятки»

Октябрь

«Народная культура и традиции башкирского народа»

Интеграция областей – познание, социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество.

1. Формировать представление детей о культуре и традициях башкирского народа, семейных ценностях.

2. Разъяснять ценность «шежере».

3. Развивать интерес детей к истории и особенностям национальной культуры, образу жизни.

4. Воспитывать бережное отношение к сохранению природного богатства, добрые чувства к людям других национальностей Башкортостана.

1. «Знакомство с родным краем»- Россия – Урал – Башкортостан–Белорецк.

- «Труд коневода, пчеловода» (использование плана – схемы, рассказ пчеловода, слайд – шоу, игра, чаепитие).

2. Познавательно –исследовательская деятельность по проекту «Жемчужины Белоречья» (посещение городского краеведческого музея).

3. Занимательно – интегрированная деятельность в детском саду: «Я познаю Южный Урал»

(с пирамидой). Изготовление макета «Окрестности Белоречья» (стихи и песни о городах).

4. «Что такое «шежере»»? (итоговое НОД)

(познание, продуктивная деятельность, чтение, коммуникация).

5. «С любовью к родному краю» (итоговое НОД) (мир природы, рисование, аппликация, художественная литература).

- Праздник «День Республики».

5а. «Бортевое пчеловодство» (слайд – шоу, рассказ пчеловода, игра, чаепитие).


С помощью геометрических фигур составлять карту Родины. Работа с проектом «Жемчужины Белоречья». Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Конезавод», к сюжетно – ролевой игре «Башкирское подворье» (макет). Дидактические игры: «Стряпухи», «Логические таблицы по быту и традициям башкирского народа», «Башкирское лото», «Акбузат», «Головломка», «Бабушкин сундук» (костюмы).

Литература + продуктивная деятельность по проекту сюжетно – ролевой игры «Конезавод».

Чтение художественной литературы А.Костин «Похвальное слово башкирской лошади»

- Труд «Башкирские блюда».

-Башкирские игры, связанные с трудом: «Белая кость», «Цапки».

- Развлечения по башкирским подвижным играм.

- «Жилище и быт башкирского народа»

(рассказ воспитателя, музыка, изобразительное искусство, фотоколлаж, просмотр фильмов).

- Занимательно –интегрированная деятельность в этномузее детского сада.

Инфо «В краю Уральском на земле башкирской».

Сюжетно – ролевые игры:

- «Конезавод»;

- «Башкирское подворье»;

- Художественно –самостоятельная деятельность в этносреде (жилище, предметы быта, костюмы).

Дидактические игры на материале башкирской культуры.

Художественно –продуктивная деятельность «В башкирской деревне у бабушки».

Рассматривание альбомов: «Украшения».

Башкирские подвижные игры: «Ласточки и ястребы». «Юрта», «Сорыкай», «Курай», «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Лошадки».

Сбор материала для энциклопедии о заповедниках Белорецкого района. Изготовление из разных материалов «лошадей», «юрт», предметов быта башкирского народа.

Составление «шежере» семьи вместе с детьми.

Участие в составлении пособия

«В краю Уральском, на земле башкирской».

Акция «Далекая старина родного края».

Ноябрь

«Искусство башкирского народа».

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

1.Привлекать внимание детей к башкирским народным сказкам и легендам, народной мудрости.

2.Способствовать развитию творческой деятельности в пространстве башкирской культуры.

3.Воспитывать уважительное отношение к национальному достоянию башкирского народа.

1. «Путешествие по башкирским сказкам» (коммуникация, познание, музыка).

- «Самое прекрасное озеро Башкирии» - легенда об озере Аслыкуль (работа с макетом, игры, описательные рассказы (творческие), труд).

2. «По заповедным тропам Белоречья» (мир природы, живопись, башкирская художественная музыка, продуктивная деятельность (нетрадиционные технологии).

3. «Лучше гор могут быть только горы» (коллективная работа с педагогами, легенды, музыка).

Разучивание башкирских танцев, выбор костюмов.

4.«Башкирские народные узоры» - (украшение башкирских костюмов, юрты, башкирская музыка, чтение стихов, песен, музыкальный фольклор, устный фольклор).

Встреча с кубызистами, кураистами, их рассказы.

5.«Волшебный куб» - викторина по башкирским сказкам (итоговое НОД).

Фестиваль башкирского фольклора.

Чтение легенд Р.А.Ахметовой «Реки, горы, озера».

Игры «Кольца Луллия».

Хороводные башкирские игры.

Коллективная работа по составлению альбома «Костюм и украшения башкирского народа». Праздник «Сумбуля»

Совместная работа над составлением альбома «Народные промыслы Башкирии».

Сюжетно – ролевая игра «Мастерская народных ремесел» - изготовление атрибутов.

Народные башкирские игры в этномузее.

Словесная игра «Кто больше назовет сказок».

Аппликация «Украшение бочонка для меда».

Изготовление игры «Пасека».

Проведение башкирских игр (использовать картотеку).

Сюжетно – ролевая игра:

«Мастерская народных ремесел».

Дидактические игры: «Собери из пазл юрту, утварь»,

«Собери узор», «Укрась костюмы для Айгуль и Салавата».

Башкирские национальные состязания.

Досуг «Ярмарочная карусель» (украшения башкирского искусства, ковры и т.п.)

Конкурс детского рисунка «Башкирский орнамент»

Праздник «Я знаю культуру Башкортостана» (песни + танцы + фольклор + изобразительная + продуктивная деятельность).

Выставка совместных работ для детей и родителей «Из бабушкиного сундука» (вышитые и вязаные изделия).

Консультация «Башкирское декоративно прикладное искусство» - руководитель изостудии.

Информационный стенд «Мы знаем свой край».


Декабрь

«Город мастеров» - татарское искусство и занятия татарских мастеров.

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, музыка, чтение художественной литературы.

1.Познакомить детей с особенностями татарского искусства, его видами.

2.Развивать умение использовать технологии декоративного украшения предметов быта, костюмов, посуды.

3.Воспитывать интерес к народным промыслам, желание использовать элементы татарского искусства в своих работах.

1.«Татарский национальный костюм» (рассказ педагога, познание, чтение, музыка, коммуникация).

2. « В гостях у татарской сказки «Пчела и оса»» (чтение, игра, продуктивная деятельность, музыка, коммуникация).

3.Легенды татарского народа: «Албасты», «Бичура»» (использовать хрестоматию «Татары в Башкирии»).

-Викторина «Творчество Габдуллы Тукая» (татарские плясовые куплеты (такмак).

4. «Города ветру» (познание, фильм о труде коневода, коммуникация).

- «Рассказы о лошади» - А.Костин.

3. «Моя семья» - семейные традиции и взаимоотношения. (познание, устное народное творчество, блюда, обряды).

4. Спортивный тренаж (татарские игры и состязания, татарские куплеты, хороводы).

- Драматизация сказки Шалкан.

5. Праздник «Нардуган» - участие родителей. Итоговое НОД)

- Путешествие по татарским сказкам «Радужная дорожка».

-Разучивание стихотворения «Высоко - высоко» (игра).

- Физическое развитие «Радужная дорожка» (игры, стихи).

Изготовление макета «Татарская изба» для дидактических игр и сюжетной – ролевой игры.

Изготовление атрибутов – обогащение сюжетно – ролевой игры «Конезавод».

Игра «Девочки и мальчики» (Кызлар белэн малайлар). Слушание живой татарской музыки.

Театр мягкой игрушки «Заячьи шубки».

Разучивание пословиц, поговорок о семье, быте татарского народа.

Дидактические игры:

«Угощение для гостей», «Без чего дом не бывает», «Кто на чем играет», «Найди предметы татарского быта», «Кому что нужно для работы».

Сюжетно – ролевая и дидактическая игра «Татарское жилище» (макет).

Сюжетно – ролевая игра «Конезавод»

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».

Подвижные игры:

«Тимербай», «Дед Мороз», «Прятки с домом», «Спутанные кони».

Игры с макетами: «Карга буткасы», «Падчерица», «Куклы в национальных костюмах».

- Сбор и составление семейной энциклопедии (3-4 семьи).

- Татарские полезные советы, кулинария.

- Семейные традиции в татарской семье (из опыта сохранения традиций).

- Консультация «Нравственные основы в татарской семье».

- Информационный стенд «Познакомимся с народными татарскими музыкальными инструментами».


Январь

«Жилища и быт татарского народа» (семейная культура). Интеграция областей – социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

1.Познакомить с особенностями татарского жилища в прошлом и настоящем. Отметить, что предметы быта, мебели имеют разнообразные функции (нары, сундук и т.д.)

2.Способствовать развитию умения детей творчески и самостоятельно отражать в разной детской деятельности семейные и хозяйственные бытовые традиции.

3.Воспитывать интерес к материальной и семейной культуре татар.

1. «Особенности татарского жилища» (познание, коммуникация, художественно – продуктивная деятельность).

2. «Кони скачут по утру, гривы вьются на ветру» (познание, фильм о труде коневода, коммуникация). «Рассказы о лошади» А Костин.

3.»Моя семья» - семейные традиции и взаимоотношение. (познание, устное народное творчество, блюда, обряды).

4.Спортивный тренаж (татарские игры и состязания, татарские куплеты, хороводы).

– Драматизация сказки Шалкан.

5.Праздник «Нардуган» - участие родителей.

Итоговое НОД.

- Путешествие по татарским сказкам «Радужная дорожка».

– Разучивание стихотворения «Высоко – высоко» (игра).

– Физическое развитие «Радужная дорожка» (игры, стихи).

Изготовление макета «Татарская изба» для дидактических игр и сюжетно – ролевой игры.

Изготовление атрибутов – обогащение сюжетно – ролевой игры «Конезавод».

Игра «Девочки и мальчики» (Кызлар белэн малайлар). Слушание живой татарской музыки. Театр мягкой игрушки «Заячьи шубки». Разучивание пословиц, поговорок и семье, быте татарского народа. Дидактические игры: «Угощение для гостей», «Без чего дом не бывает», «Кто на чем играет», «Найди предметы татарского быта», «Кому что нужно для работы».

Сюжетно – ролевая и дидактическая игра «Татарское жилище» (макет). Сюжетно – ролевая игра «Конезавод»

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Подвижные игры: «Тимербай», «Дед мороз», «Прятки с домом», «Спутанные кони».

Игры с макетами: «Карга буткасы», «Падчерица», «Куклы в национальных костюмах»

- Сбор и составление семейной энциклопедии (3 - 4 семьи).

- Татарские полезные советы, кулинария.

- Семейные традиции в татарской семье (из опыта сохранения традиций).

- Консультация «Нравственные основы в татарской семье».

-Информационный стенд «Познакомимся с народными татарскими музыкальными инструментами».

Февраль

Особенности жизни казаков на Урале (жилище, быт, утварь, занятия).

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, музыка, физкультура, здоровье.

1.Формировать представления детей об особенностях жизни Уральских казаков.

2.Развивать интерес и уважение к культуре казаков.

3.Воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к образу жизни казачества.

1. «Все дороги ведут к дому» (познание, казачий дом: убранство, коммуникация (адаптированный рассказ), музыка (казачьи напевы, фольклор).

2. «Особенности жизни уральских казаков» - занятия, промыслы (чтение), труд казаков, просмотр слайд – шоу, воспитание казака, драматизация обряда «Посвящение в казаки».

3.«Казацкому роду – нема переводу» (познание (казачья семья, семейные традиции, гендерный подход в семье), чтение о взаимоотношениях в семье, игра с макетом «Казачья изба» (обогащение макета –продуктивная деятельность).

4. «Казак без службы – не казак» (показ слайд – шоу, чтение «Казачьи символы и знаки», выступление Белорецких казаков, слушание их пения).

- Коллективная работа: изготовление макета «Посвящение в казаки».

-Спортивное развлечение «Зарница» (на традициях казачества и с участием казаков).

5. Экотуризм – природные достопримечательности родного края – участие в акции с казаками по охране природы. Изготовление кормушек для подкормки птиц и животных. (Итоговое НОД)

Работа по реализации проекта «Посвящение в казаки» -изготовление макета.

Работа над проектом «Казачьи забавы», изготовление макета «Казачьи забавы» -использование учебно –познавательного материала «Все про все о казаках» -рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, песен, стихов. Конструирование казачьей избы, её убранство. Беседа «Гость на пороге – радость в доме» -изготовление «казачьих блюд».

Развлечение Посиделки уральских казачек –«Ой, то не вечер, то не вечер».

Разучивание подвижных игр и хороводов. Изготовление дидактических игр «Казачья кухня»

Внесение атрибутов народного быта казаков, иллюстрации жилищ, пособий «Уральские казаки», «Все о казаках».

Обогащение предметно – игрового пространства дидактическими играми: «Прошлое и настоящее предмета», «Одень куклу», «Казак на службу собирался», «Поваренок». Стимулирование игр, отражающих быт казачества. Казачья изба. Посвящение в казаки. Казачий спас.

Магазин сувениров. Слушание казачьих песен.

Роспись казачьих клинков.

Встречи с Белорецкими казаками.

Информационный стенд – «Здоровый образ жизни» - традиции казачества.

Участие в игре «Зарница».

Участие в экотуризме.

Консультация «Взаимосвязь времен» - история казачества в Белорецке.

Показ слайд – шоу «Все про все о казаках».

Март

«Литература и искусство уральских казаков»

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, музыка, чтение художественной литературы.

1. Знакомить воспитанников с искусством уральских казаков.

2.Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к народной мудрости и свободолюбивому идейно – рыцарскому казачьему нраву.

1. Знакомство с легендой «Шиповник» (рассматривание иллюстраций «Земля Уральская», худ. продукт. «Загадочный поднос» (урало – сибирская роспись) – для убранства казачьего дома).

Игра «Найди роспись на данной схеме».

2. Роспись стен и ставенок – украшать избу казачью, составить казачью станицу, пословицы, поговорки, быт казаков, чтение И. Токмакова «Прялка».

3. «Казачья мудрость» - устное народное творчество, сказка «Казак и лиса». Поделки из соленого теста по сказке под казачьи мотивы.

4. Искусство казачьего народа «Камнерезное искусство Урала» - гранение, знакомство с коллекцией камней, чтение Бажова «Хозяйка медной горы».

5. «Город художников» -использование технологии урало – сибирской росписи.

Театрализованное шоу «Доброе сердце дороже доброты». (Итоговое НОД).

Рассматривание иллюстраций изделий уральских мастеров: прялка, поднос, разделочная доска.

Работа над проектом «Казачья станица». Изготовление крепости.

Просмотр слайд–шоу «Родные просторы».

Коллекционирование – шкатулки, статуэтки, украшения.

Рассматривание фото Т. Нигматзяновой «Россыпи Урала» -панно.

Экскурсия в краеведческий музей на выставку минералов Урала.

Выставка детского творчества «Уральские самоцветы».

Просмотр слайд –шоу «Атаманы казачьего войска».

Изготовление макета «Казачий спас».

Спортивное развлечение с родителями «Веселая эстафета» - казачьи состязания.

Экскурсия в музей г. Верхнеуральска.

Предоставить детям шаблоны избушек, туесков, прялок –расписать элементами уральской росписи.

Игра «Уральские мастера», «Магазин сувениров».

Раскраски: «Куклы», «Утварь».

Игры: «Всадники», «Земелюшка – чернозем», «Заря», «Казаки».

Обыгрывание макетов, обрядов.

Дидактические игры:

«Казачьи ремесла», «Одень куклу».

Макеты: «Посвящение в казаки», «Казачий спас», «Казачьи забавы».

Совместная выставка «Казачьи сувениры».

Информационный стенд

«Камнерезное искусство уральских мастеров».

- «Гулебные игры» с участием Белорецких казаков (песни, игры, фольклор)

Апрель

«Русские традиции и календарные праздники»

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, труд, безопасность, чтение художественной литературы.

1. Способствовать расширению и углублению детских представлений о культуре русского народа Белоречья.

2. Формировать эмоционально –положительное отношение к этнокультурному наследию региона.

3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

1. Традиционные жилища русских людей Белорецкого района (познание, работа с рабочей тетрадью «Жилище русского народа», обряд новоселья, театрализация, (изо) изготовление подарков на новоселье).

2. «Ознакомление с трудом металлургов» (познание, слайд – шоу о БМК, адаптированный рассказ, участие родителей металлургов, игра «Виды труда взрослых на БМК»).

3. «Куда бежит река» (мир природы, адаптированный рассказ, фрагменты видеофильма, стихи, творческий рассказ, акция (труд) –благоустройство берегов, чтение былины «А Белая прожилкой светлой вьется»).

4. Семья «Знакомство с семейными традициями» Драматизация обряда «Постриг» (полоролевой подход, изо - потрет семьи, рассказы по рисункам).

5. «День Земли» (развлечение, посадки кустарников) (Итоговое НОД)


Работа по проекту «Русская изба».

Изготовление атрибутов и утвари для русской избы.

Занимательная деятельность в музее. Работа с тестом (печь жаворонки, красить яйца, игры с крашеными яйцами).

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дом», «Встреча гостей», «Металлурги». Изготовление подарков для гостей. Рассматривание альбомов и беседы «Жемчужины Белоречья», «По заповедным местам Белоречья». Составление макета «Окрестности Белоречья».

Работа над проектом «Белый город», «Русское подворье» -разговоры с детьми о прошлом и настоящем города, чтение художественной литературы. Чтение К.Шишов «Моя семья», «Мы с дедом, Э. Риб «Сказка воспитательницы», «Мечта».

Совместная деятельность:

1. Создание мини – музея народного костюма народов Южного Урала.

2. Создание музея традиционной игровой и обрядовой народной куклы.

Внесение макетов «Белый город», «Русская изба», «Русское подворье», «Окрестности Белорецка» - сюжетно - ролевые игры с использованием макетов.

Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Крупеничка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

«Волшебное кольцо» - театрализованная деятельность.

Хозяйственно –бытовой труд –стирка кукольного белья, мытье стульчиков. (гендерный подход).

«Русские народные предметы быта», «Узнай роспись», «Составить уральский узор», «Уральский народный костюм», «Наряди Уралочку», «Знатоки русских народных сказок», «Народные промыслы», «Накрой на стол», «Традиционная кухня Южного Урала».

Совместное составление альбомов о труде взрослых металлургов.

Информационный стенд: «Опытно –экспериментальная деятельность».

Консультации:

«На что клад – коли в семье лад».

Создание визитной карточки семьи.

Выставка фотографий родной природы.

Участие в субботнике по посадке кустарников.

Май

«Мы живем на Южном Урале»

Интеграция областей – социализация, коммуникация, познание, физкультура, здоровье.

1. Формировать у детей представление об историческом прошлом нашего края, современными трудовыми традициями».

2. Развивать личностный интерес к народному наследию Белоречья.

3. Воспитывать интерес к истории нашего народа, поддерживать идею почитания предков, приобщения к ценностям народного достояния.

1. Знакомство с легендой «Про уральское железо», «Мир легенд и преданий». – фрагменты фильма «Прошлое Белорецка», использование макета «Белый город».

Проект «Город будущего» (цель мероприятия).

2. «Славные сыны Башкортостана» - башкирская Кавалерийская дивизия генерал М.М. Шаймуратов, Т.Т. Кусимов.

9 мая – праздник Победы в Белорецке (поделка подарков, песни военных лет, чтение А.Митяев «Дедушкин орден», Г. Виеру «9 мая», И. Алексеев «Дети – герои ВОВ».

5. Спортивный семейный праздник «Сабантуй». (Итоговое НОД)

3.Праздник пастухов «Егорьев день» - выгул скота в поле.

Рассказы детей «Как я помогаю пожилым людям».

Труд в огороде –посадка овощей, цветов.

Концерт для малышей «А мы любим петь и танцевать»

Подвижные русские игры «Горелки», «Русская лапта», «Скакалка», «Кандалы».

Подвижные татарские игры «Юрта», «Тимербай».

Подвижные башкирские игры «Конное состязание», «Десять чурок».

Придумывание дразнилок, небылиц, докучных сказок –русский фольклор.

4. Экотуризм – автобусная экскурсия на «Арский камень»

Самостоятельная музыкальная деятельность «Любимые песни семьи». Коллекционирование открыток, посвященных 1 мая, 9 мая.

Рассматривание альбомов, отражающих быт, одежду народов Южного Урала.

Разыгрывание спектакля по русским народным сказкам.

Встреча с ветеранами города. Выставка наград.

Высадка рассады цветов на клумбы. Оформить фотовыставку «Совместный труд на дачных участках»

Слайд – шоу «Я и мой город» - конкурс.

Информационный стенд «Детское экспериментирование с материалами неживой природы весной и летом.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconПрограмма тематического семинара
Обучение по программе семинара предполагает 8 академических часов, в том числе: 6 – аудиторных часов; 2 часа – самостоятельная работа...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconПояснительная записка
Программно-методическое сопровождение учебного плана определяет перечень умк по образовательным областям и предметам школьного цикла....

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconМетодические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического...
Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ (распоряжение...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconЧеское сопровождение материалы Всероссийской научно-практической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconСборник статей и эссе в грузинском языке есть слово «упатроно»
«дети» (эти слова соединяют довольно часто). Получилось – неприкаянные дети. И неприкаянные дети – они были туристами из России –...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconПограмма семинара
...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconМетодическое пособие содержит программу курса "География. Профильный...
Обзор новинок учебной и научно-методической литературы по географии за 2015-2016 г. Чубенко М. Н

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconПрограммно-методическое обеспечение учебного плана мкоу «карахунская...
Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. Умк. «Школа России» Методическое пособие с эл приложением/ авт сост. С. А. Шейкина;...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconПлан работы методического отдела мбоу до «Информационно методический центр» апрель 2014 года
Заседание большого методического Совета: «Методические рекомендации повышения качества образования, обеспечение его непрерывного...

Программа научно методического семинара «Методическое сопровождение вариативной программы «Дети Белоречья» iconСеминара № Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века
Тема семинара № Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную