|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Павлово «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель по УР Директор МБОУ СОШ№5 МБОУ СОШ№5 _________Макарова О.Н. ____________Стрижова Е.Е. __________Карпова М.А «___» __________ 2012г «___» __________ 2012г «___» __________2012г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 10 класс учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира», М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 Водянова Н.М. учитель географии МБОУ СОШ №5 г.Павлово г.Павлово 2012-2013 уч.год Пояснительная записка. Рабочая программа по географии разработана на основании Закона РФ «Об образовании», авторской программы по географии для 6-10 классов (Е.М. Домогацких, 2010г.), учебного плана МБОУ СОШ№5 г.Павлово. Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса МБОУ СОШ№5 г.Павлово, рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Цели и задачи курса: - сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества; - развить пространственно-географическое мышление; - воспитать уважение к культурам других народов и стран; - сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; - научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире; - воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета: Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные. Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этнорелигиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин: - статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений; - такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ. В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Для достижения поставленной цели в соответствии с общеобразовательной программой учреждения используется УМК, утвержденных приказом минобр науки Р.Ф. учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Экономическая и социальная география», М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 Методы:
наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, географические диктанты, моделирование и др.); исследовательский; картографический; частично-поисковый; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Знать: - методы географических исследований и уметь применять их на практике; - особенности размещения основных видов природных ресурсов; - динамику населения мира в целом; современные проблемы населения; - особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; - географические аспекты глобальных проблем человечества. 2. Уметь: - объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений; - оценивать ресурсообеспеченность стран; - использовать разнообразные источники географической информации. Календарно-тематический план
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ, 10 класс 1 ч в неделю (35 ч в год)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА |
![]() | Н. В. Болотникова. Рабочая программа по географии. 5 класс. А. А. Лобжанидзе. География. Планета Земля | ![]() | Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 классы |
![]() | Рабочая программа рассчитана на 9 класс общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. Автор Алексеев А. И. и др. М.: Просвещение,... |
![]() | Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс, составлена на основании программ общеобразовательных учреждений... | ![]() | Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. Автор Алексеев А. И. и др. М.: Просвещение,... | ![]() | ... |
![]() | Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов... | ![]() | Рабочая программа «География» рассчитана на 11 класс средней общеобразовательной школы на базовом уровне |