Т.Н.Кокшарова, учитель географии высшей квалификационной категории МКОУ «Сулеймановская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области. Тема урока "Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ) Цели и задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок изучения нового материала. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, карта Германии, таблицы, стенды, литература, сообщения печати по ФРГ, видеофрагмент о Германии, звукозапись музыки Баха, символика России и ФРГ, сувениры из Германии. Презентация о Германии., материалы из интернета по Германии. Оформление доски: политическая карта мира, карта Германии, стенд “Германия”. Эпиграф к уроку: “Познание стран и народов – украшение и пища человечества”. (Леонардо Да Винчи) Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих. Звучит музыка С. Баха. На фоне музыки слова учителя: “Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы — Германией”. Слайд №1. II. Изучение нового материала.
При слове Германия возникают ассоциации, что эта страна созерцательного и романтического народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими культурными и научными достижениями. Но именно эта страна развязала великое множество воин в истории Европы. Используя текст учебника и карты атласа, оцените сегодняшнее ЭГП Германии, ведь до осени 1990 года было две страны ФРГ и ГДР. Слайд № 5 (ЭГП) Учитель: Каковы особенности географического положения ФРГ? 1._____________________ 2._______________________ 3._________________________ 4. Соседи ФРГ: 9 стран. Слайд №6-7. Учитель: А как вы думаете - Может ли Германия вновь развязать войну в Европе? Ученики высказывают свои точки зрения. Учитель: Можно ли утверждать на примере Германии, что ЭГП историческая категория и меняется во времени? Ученики: (Да. До войны в состав Германии входила Восточная Пруссия. Ныне Калининградская область. На территории Германии после войны возникло два государства ФРГ и ГДР, восточная граница ФРГ проходила с ГДР и Чехословакией. С объединением двух Германий восточная граница стала проходить с Польшей и Чехией, появился больший выход в Балтийское море). Учитель предлагает учащимся нанести границу Германии на контурную карту и подписать пограничные государства. 5.История развития Германии. Сообщение учащегося об истории развития Германии, используя материал энциклопедии для детей, т. 13, издательство Аванта. 6. Используя карты атласа, дайте оценку природных условий и ресурсов Германии. Слайд №8-9 7. Учитель: кроме войн, которые развязывала Германия, хотелось бы отметить, что немецкий народ внес большой вклад в культурное наследие человечества. Бах, Бетховен, Вагнер. Гете, Шиллер… Кто не знает этих имен? Читает строки Гете, посвященные своей земле на немецком и русском языках. Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат кусты… Подожди немного, Отдохнешь и ты. (перевод М.Ю.Лермонтова Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры. 7. Основные особенности населения. Слайд №10. Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой. Слайд №11. Учитель: На Земле высшим созданием является человек, изучить особенности населения ФРГ, используя текст учебника, карты атласа и таблицы. Слайд №12 Задание: Дополни предложение: 1.Нынешнее население характеризуется _______ рождаемостью. 2. Доля городского населения составляет ______ 3. По количеству иммигрантов страна занимает __________место в Европе. 4. ФРГ – страна ___________, по числу городских агломераций ей нет равных в регионе. 5. Германия - _______ по численности населения страна Западной Европы. Учитель: Немецкий язык включает несколько диалектов: верхненемецкий, средненемецкий, нижненемецкий, баварский и фризский. Литературным признан верхненемецкий язык. Именно его изучают в школах всей Германии, поэтому на нём говорит каждый житель страны. Однако особенности местных диалектов, например баварского или фризского, настолько велики, что жители некоторых земель склонны считать себя самостоятельными народами. Учитель: Да, именно немецкий народ сделал свою страну экономически развитой, благодаря высокой дисциплине и производительности труда. Благодаря реализации программы Людвига Эрхарда, стало возможным немецкое экономическое чудо. Германия превратилась в мотор экономического роста и интеграции в Западной Европе. «Германская модель» позволила ФРГ стать в конце ХХ столетия одним из мировых лидеров. Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?
Вывод: Отраслями международной специализации Германии являются: машиностроение (автомобилестроение), химическая промышленность, черная и цветная металлургия. Слайд №16.
Учитель: На территории Германии есть промышленный район, который сравнивают с нашим Кузбассом. О каком районе идет речь? Слайд РУР По территории Рур в 6 раз меньше Кузнецкого угольного бассейна, по населению вдвое больше. Плотность населения в двенадцать раз в Рурском регионе выше, чем в Кузбассе. Рурский уголь добывается только подземным способом и его общая добыча в два раза меньше, чем в Кузбассе. Дотации Рура в десять раз выше. Находясь в центре Европы, Рур ближе к Москве, чем Кузбасс. Москва – Эссен 2030 км; Москва – Кемерово 3482 км. Работа с контурной картой Германии. Нанести границы Рурского бассейна. Учитель: А как вы думаете: есть ли проблемы в благополучной Германии? Сообщение учащегося “Едина ли объединенная Германия”, газета География, № 44, 1999г. Учитель: Как развиваются внешние экономические связи Германии с Россией? Слайды №16. Об истории российско-германских отношений с 18 века, затем приводит примеры сегодняшних отношений, используя материалы периодической печати, затем предлагает ребятам совершить короткое путешествие по городам Германии и отметить эти города на контурной карте, показав их значение в жизни страны. (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Лейпциг). Города Германии. Слайды № 17-18. Учитель предлагает ребятам подвести итог урока и ответить на вопрос: Почему одержав более 60 лет назад Победу над фашизмом, мы говорим о Германии как о друге, а не как о враге? Некоторые ответы обучающихся: - Изменилась политика Германии в отношениях с Россией; сотрудничество этих стран взаимовыгодно; создаются совместные предприятия; идет обмен студентами; развивается туризм; сам немецкий народ хочет жить в мире. В годы войны немцы, как и русские, потеряли на фронтах тоже немало людей. - На вопрос, почему же после Победы над фашизмом Германия стала нашим другом, партнером нельзя ответить однозначно. Может – это из-за того, что Германия занимает высокое место на мировом рынке и выгодный партнер. А может из-за смены поколений. Ведь сегодняшние дети мало знают о войне и не настроены враждебно к немецкому народу, а посетив эту страну понимаешь, что это дружелюбная страна. Можно восхищаться немецким характером, его трудолюбием, дисциплиной, пунктуальностью, которые помогли стране подняться из руин, признать свои ошибки и стать другом, партнером для России. III. Домашнее задание: 1. стр.202-210.
IV.Рефлексия.
Литература: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение, 2009. Родионова И.А. Бунакова Т.М. Экономическая география. – М., “Московский лицей”, 2000, стр.275 – 283. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации, т.13. М., Аванта, 1999, стр.154 – 161. Интернет – ресурсы. |
![]() | Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать... | ![]() | Образовательные: формировать знания учащихся об эпохе Великих географических открытий и зна чении эпохи в мировой истории; дать представление... |
![]() | Цели урока: Образовательные Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона | ![]() | ... |
![]() | Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения... | ![]() | Электронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся |
![]() | Продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой, атласом и картой | ![]() | Обучающиеся подают заявление в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которой они осваивают... |
![]() | Оборудование: карта природных зон, карта районов сша, компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон с аудиозаписью | ![]() | Новые знания: демографическая политика, демографический переход, депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический... |