      
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25
г. Братск

Карта природных зон России.
Урок географии в 7 классе.
Разработала:
Соколова Ирина Валентиновна,
учитель-дефектолог,
высшая квалификационная категория.
Цели: расширять представления воспитанников о географии России.
Задачи:
-Познакомить учащихся с размещением природных зон на карте России.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей в процессе работы с картой, текстом учебника.
- Воспитывать интерес к предмету. Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта природных зон России, Приложение к учебнику « География России» для 7 класса Лифановой Т.М.,Соломиной Е.Н., видеоматериал, индивидуальные карточки «Зона высотной поясности» Ход урока.
Этап урока
| Содержание
| Оргмомент.
| Учитель:
-Сядет тот, кто скажет, какая бывает погода?
(ясная, дождливая, морозная и т.д.)
| Проверка домашнего задания.
| Учитель:
- Вы произнесли много слов, которые характеризуют погоду. Какая погода преобладает в нашей местности?
- От чего зависит погода? На что влияет погода?
Задание: выстройте цепочку влияния климата на деятельность человека.
На доске прикреплены карточки:
Растительный мир
почва
Занятия человека Животный мир
почва
Учитель:
- Как вы можете объяснить различие климата в разных районах нашей страны?
Обобщение ответов воспитанников.
Учитель: Солнце неравномерно освещает Землю в разных частях России, поэтому на территории России климат разный. Климат влияет на природу. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по карте России с севера на юг.
| Объявление темы урока.
| Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока:
« Карта природных зон России»
| Постановка цели урока для учащихся.
| Учитель:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с размещением природных зон на карте России.
| Изложение нового материала.
Физминутка.
| Работа с приложением к учебнику географии 7 класса (с.6)
Учитель:
-На самом севере России расположена зона Арктических пустынь, которая занимает большую часть островов Арктики.
-Назовите эти острова. (о-в Новая Земля, о-в Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля).
- Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Какая погода в зоне арктических пустынь?»
Учитель обобщает ответы воспитанников.
Учитель:
- Южнее зоны арктических пустынь расположена зона тундры. Она протянулась узкой полосой вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
- Каким цветом обозначена зона тундры на карте?
-Узнаем, какой там климат?
-Прочтите в тексте учебника на с.35характеристику климата тундры.
Учитель:
- Двигаясь на юг по тундре, мы видим, что среди небольших кустарников появляется одно дерево, другое, небольшой лесок. Так зона тундры переходит в лесотундру.
В этой природной зоне живут коренные жители- эскимосы. На земле их осталось очень мало . У них есть интересный обычай. Каждое утро они здороваются со всеми сторонами света и делают это стоя на одной ноге. Давайте и мы с вами поздороваемся со всеми сторонами горизонта.
( Дети встают лицом на юг, подгибают одну ногу, как цапля, руки складывают ладонями друг к другу перед собой и выполняют по три поклона, поворачиваясь на восток, затем на север и запад).
Учитель:
- Отправляемся дальше. Посмотрите на карту и по условным цветам определите, какая самая обширная зона? Каким цветом она обозначена?
- Как вы думаете, будет ли отличатся климат в зоне лесов от климата в зоне тундры?
Найдите ответ в тексте учебника на с. 35, прочтите самостоятельно и расскажите своими словами.
- К югу лес сменяется лесостепью и степью. Сравните по картинкам в Приложении растения зоны лесов и зоны степей?
- Чем они отличаются?
-Почему растения разные?
- Где разнообразнее растительность?
- Сделайте вывод о том, где наиболее благоприятный климат для растительного мира?
Почему?
- Рассмотрите карту. Какая природная зона обозначена жёлтым цветом? (пустыни)
- Подумайте и ответьте на вопрос: « Если мало растительности, она скудная, то какой климат в зоне пустыни?
- Посмотрите на карту. Какие две природные зоны ещё расположены на территории России?
- Зона субтропиков- это море, солнце, теплый климат.
Просмотр видеофрагмента.
- Горы- самая интересная, уникальная природная зона. Двигаясь от подножью к вершине можно пройти все природные зоны, которые мы с вами прошли с севера на юг в обратном порядке. Эту природную зону называют зоной высотной поясности в горах.
| Закрепление изученного материала.
| На доске рисунок горы:
Подпишите природные зоны от основания горы к вершине.
Один ученик выполняет работу у доски.
Ученики класса работают на индивидуальных карточках.
- Сравните свой ответ с образцом на доске.
| Домашнее задание.
| На самоподготовке вы будете учиться показывать природные зоны на карте.
| Оценки за урок.
| Учитель выставляет оценки за работу на уроки, мотивирует их.
| Итог урока.
| -Что нового вы узнали на уроке?
| |