Первое кругосветное плавание


geo.na5bal.ru > География > Урок
Составила: учитель географии высшей квалификационной категории Крылова Светлана Герольдовна

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

УМК

География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово», авторская программа Домогацких Е.М. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

Тип урока

Урок открытий и новых знаний

Тема урока

Первое кругосветное плавание

Цель урока

Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного плавания

Задачи урока

(планируемые результаты)

а) формирование представлений о изучении Земли, о первом кругосветном плавании, формирование мировоззрения учащихся (предметный результат);

б) развитие умения работать в группе, умения работать с различными источниками информации, умения анализировать факты и выделять главное при работе с текстом учебника, карто-схемами маршрута кругосветного плавания (метапредметные результаты);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к географии, мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления, понимания роли путешествий в формировании знаний о Земле (личностный результат).

Методы обучения

Метод групповой работы

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник , компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, атласы, рабочая тетрадь, эмблемы для учащихся, ИКТ (презентация о путешествии Ф. Магеллана).

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Организационный момент


Приветствие учащихся проверка готовности к уроку, пожелание плодотворной работы

Отвечают на приветствие учителя, готовность к уроку










Изучение нового материала


Подводящий диалог

Совместное формулирование темы урока.




Знания о путешественниках из разных стран, совершавших путешествия в разное время

Умение применять знания русского языка, умение работать со справочным материалом.

Постановка учебной

проблемы. Поиск её решения.


Первое кругосветное плавание или путешествие? По праву

ли считают Фернана Магеллана первым совершившим кругосветное путешествие?

Предлагают название темы урока, сопоставляют с названием параграфа, выявляют различия


Умение оценивать ситуации, поступки, явления, события


Умения работать с различными источниками информации

Связь с другими сферами знаний

Подводящий диалог, на основании ранее изученного материала

Определяют задачи урока




Планировать свою деятельность под руководством учителя

Контролирует и корректирует деятельность учащихся

Групповая работа по заданиям

Составление датированного плана, работа с контурными картами и атласами

Организовывать работу в группе

Воспроизведение материала

Корректирует и дополняет ответы учащихся

Каждая группа представляет продукт своей работы

Понимание роли путешествия в формировании знаний о Земле

Определять причины и следствия путешествия.

Определять и показывать маршруты путешествий на карте.

Объяснять

результаты путешествия, влияние путешествий на развитие географических знаний

Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Рефлексия


Организует интерактивную физкультминутку.

Подведение итогов урока.

Подводящий диалог о значении первого кругосветного плавания. Проведение тестового практикума и организация взаимопроверки учащимися.

Выполняют движения по образцу


Защищают заранее созданную по теме урока презентацию
Выполняют тестовые задания и их взаимопроверку по заданному алгоритму


Умение оценивать ситуации, поступки, явления, события



Составление и публичная защита презентаций, работа с различными источниками географической информации


Структурировать учебный материал

Организовывать работу в парах

Домашнее задание


Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Прослушивают инструктаж, фиксируют домашнее задание в дневниках

Умение слушать и понимать речь других




Умение работать по плану, инструкции


Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверить наличие готовности учащихся к уроку, пожелать плодотворной работы




Изучение нового материала


Совместное формулирование темы урока.

-Сегодня наш урок географии мы начнем со знаний русского языка. Знаете ли вы, что такое сложные слова? Приведите примеры сложных слов. связанных с географией?

-Что такое путешествие? Из каких слов состоит слово? Давайте обратимся к словарю Ушакова.

Означает поездка (реже передвижение пешком), обычно куда - нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного места пребывания.

Вы совершали когда-нибудь путешествие? На чем можно путешествовать? А теперь представьте, что вы живете в 16 веке в одной из приморских стран на побережье Атлантики, например, в Испании. На чем бы вы совершили путешествие?

-Для того, чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое путешествие вам пришлось бы совершить?

Снова обратимся к словарю: "Совершаемый вокруг света. вокруг земного шара".

Все в нашей жизни когда - то и кем -то свершается впервые. Исходя из всего сказанного, постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Прочтем название параграфа 14. В чем отличие?

-Это слова, имеющие в своём составе не менее 2-х полнозначных основ.

-Путешествие.
Работа учащихся со словарем Ушакова.
-На корабле.
-Кругосветное.

Работа со словарем русского языка.

-Кругосветное путешествие.

- Первое кругосветное плавание.

Постановка учебной

проблемы. Поиск её решения.


- Это первая проблема, которую мы должны решить в процессе урока - почему авторы назвали не путешествие , а плавание.

Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие? Я вам хочу заранее сказать, что Магеллан не вернулся из этого путешествия. Что же произошло? И почему именно этого человека во всем мире считают мореплавателем, совершившим первое кругосветное путешествие? Это и есть главная проблема нашего урока. Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся в заочное кругосветное путешествие вместе с Ф.Магелланом. Для этого разобьёмся на 5 команд, по количеству кораблей, которые отправились в это плавание.

Совместное открытие знаний

-Что надо для путешествия ? Назовите не менее 6 наименований предметов, необходимых для "кругосветки". На каждом корабле есть капитан - человек, который отвечает за все происходящее на корабле, он должен знать и уметь всё, лоцман - лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и труднодоступных местах, боцман - начальник палубной команды, отвечающий за порядок на корабле. Уважаемые участники кругосветного путешествия распределяйте роли в командах и в добрый путь, семь футов под килем желаю вам!



-Ф. Магеллан

Учащиеся разбиваются на 5 групп, выдаются эмблемы с названием кораблей-Виктория, Тринидад, Сантьяго, Консепсьон, Сан - Антонио.

Называют 6 предметов.
Распределяют роли в командах, назначают ответственных

Воспроизведение материала


Первичное усвоение новых знаний

Мы с вами должны выяснить:

1) Кто такой Магеллан?

2) Зачем надо было совершать первое кругосветное плавание? В чем значение этого плавания?

3) Кто такой Хуан Себастьян Элькано?

4) Почему именно Ф. Магеллана считают человеком, совершившим первое кругосветное путешествие?

У каждой команды свой маршрутный лист с заданиями, которые вы должны выполнить за отведенное время путешествия.

Отчеты групп. Обсуждение, корректировка ответов, внесение дополнений.

Первичная проверка понимания

-Теперь нам необходимо ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. Почему же мы говорим не о путешествии, а о плавании?

Я считаю, что данное путешествие было слишком трагичным для мореплавателей. Достиг ли Магеллан цели своего путешествия?

Как он об этом догадался, узнал?

Ф. Магеллан так и не вернулся в исходную точку путешествия, т.е. не совершил кругосветное плавание. Почему же тогда в литературе звучит именно его имя? Кого по праву надо считать первыми кругосветными путешественниками?


Обсуждение задания в группах, организация совместной работы. Участники команд изучают при помощи географических источников информации путешествие Ф.Магеллана и выполняют предложенные практические задания маршрутного листа.
Участники морского путешествия предоставляют отчеты своих команд вслух или демонстрируют наглядно на географических картах у доски, например.
Ответы учащихся

Да, он достиг о-вов Азии, куда он именно стремился попасть вначале.

Его переводчики понимали язык местного населения.

Это Себастьян Элькано и его команда, которые все же вернулись на родину

Рефлексия


Интерактивная физкультминутка

-И так, ребята наше воображаемое кругосветное путешествие по следам Ф.Магеллана подошло к концу. Корабли встали на причал. Давайте подведем итоги. Дайте исчерпывающий ответ, о значении первого кругосветного плавания. Кто же такой Ф.Магеллан? Доказано, что личность человека не может быть обычной. Как вы считаете, Магеллан - это личность: - героя, -романтика,- мыслителя,- любознательного человека, - жаждущего богатства и славы, -отважного человека и храбреца?

Тестовый практикум

1. Планета Земля имеет форму:

а) шара

б) эллипсоида в) овала

2. По своему происхождению Ф.Магеллан был

а) португальцем

б) испанцем

в) итальянцем

3. Экспедиция Ф.Магеллана совершила:

а) первое путешествие в Америку

б) первое кругосветное плавание

в) первое путешествие в Азию

4. Одним из открытий экспедиции Ф.Магеллана

было:

а) открытие пролива, соединяющего

Атлантический и Тихий океаны

б) открытие южной оконечности

Африки

в) открытие морского пути в Индию

5. Ф.Магеллан не смог закончить первое

кругосветное плавание из-за того, что:

а) погиб в морском сражении

б) погиб в схватке с островитянами

в) остался жить на одном из островов

Тихого океана

6. Перечислите океаны Земли в порядке их

пересечения экспедицией Ф.Магеллана:

а) Тихий

б) Атлантический

в) Индийский

Взаимопроверка. (обмениваются выполненными тестами)

Организация процедуры взаимопроверки учебной деятельности по алгоритму.

Проверьте знания своих одноклассников по образцу. Оцените их ответ.

Следуют движениям видеомультфильма

Отвечают учащиеся с опережающим заданием о Ф.Магеллане (презентация)


Высказывают своё мнение
Выполняют тестовые задания со взаимопроверкой

Шесть-пять правильных ответов - оценка «5». Четыре правильных ответа - оценка «4».Три правильных - оценка «3». Меньше трех правильных ответов - вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итоговая оценка:

Домашнее задание


Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

- А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы используем прием - синквейн - составим необычное стихотворение. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово. понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка - два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка - фраза, несущая определённый смысл.

5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

Повторить параграф 14, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради. Творческое задание: подготовить маршрут современного кругосветного путешествия, определить его цель.
Пример синквейна:
Урок географии

Познавательный и занимательный

Путешествовали, узнавали, искали

Интересно прошел урок

Замечательно!

Приложение к уроку

Задание I. Прочитав текст учебника "Адмирал Магеллан" ответьте на вопросы:

1) В какой стране родился Ф.Магеллан?

2) Какой план зародился у Ф. Магеллана во время походов в Азию?

3) Почему он перешел на службу к испанскому королю?

4) Почему испанский король заинтересовался предложением Магеллана?

5) Какой материк предлагал обогнуть Ф.Магеллан?

6) Что привлекло европейцев в Азии?

Задание II. Используя текст учебника , географический атлас и др. ответьте на вопросы:

1) Место и дата отправления Ф. Магеллана и его экипажа?

2) В каком направлении двигалась флотилия Магеллана?

3) Какой океан пересекли корабли Ф. Магеллана?

4) Пролив, соединяющий Атлантику с Южным морем.

5) Как назвал Магеллан Южное море и почему?

6) Каких островов достигла флотилия Магеллана в марте 1521 года?

Ответы на вопросы обязательно наглядно продемонстрируйте на большой настенной физической карте.

Задание III. Прочитав текст "Адмирал Магеллан", составьте датированный план его путешествия. Если бы Магеллан остался жив, как бы закончилось его путешествие? Сформулируйте ваше мнение.

Задание IV. Рассмотрите рисунок в учебнике на с.70-71, используя текст учебника и др. заполните таблицу: цифрами 1 - обозначена страна, из которой отправился путешественник, 2, 5, 9 - обозначены океаны, 3 - пролив, названный в честь мореплавателя, 6 - место гибели Ф. Магеллана, 7 - "пряные острова", 4 - остров, 10 - мыс.

Задание V. Прочитав текст учебника с.72-73, ответьте на вопросы:

1) Кто принял командование после гибели Магеллана?

2) Сколько длилось кругосветное плавание?

3) Какой путь выбрал капитан Элькано?

4) Какой из кораблей вернулся в родной порт?

5) Как сложилась судьба 4-х кораблей?

6) Сколько человек погибло в этом сложном путешествии?

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Первое кругосветное плавание iconРазработка урока по географии в 5 классе. Тема урока: «Первое кругосветное плавание»
Цель урока. Формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия

Первое кругосветное плавание iconОтчёт о работе мо учителей естественно математического цикла за первое полугодие 2013
Отчёт о работе мо учителей естественно – математического цикла за первое полугодие

Первое кругосветное плавание iconКругосветное путешествие
Задачи мероприятия: обеспечить в ходе игры повторение, закрепление основных понятий, полученных в курсе географии материков, восполнить...

Первое кругосветное плавание iconКурсовая подготовка
Вероятность и статистика в курсе математики в курсе в общеобразовательной школы» 72 часа. 01. 01. 13-30. 09. 13 дистанционные курсы...

Первое кругосветное плавание icon«В философской мысли есть какой-то пафос: королевское и безнадежное величие» А. Ц
...

Первое кругосветное плавание iconПроверочная работа по теме «Страны Азии: Китай, Япония, Индия» 1
Найдите ошибку в перечне видов продукции, по производству которых Китай занимает первое место в мире: 1 сталь 2 хлопчатобумажные...

Первое кругосветное плавание iconШкольный психолог
«Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». №29. 2003; программа...

Первое кругосветное плавание iconСправка по результатам полугодовой контрольной работы по географии за 2015-2016 учебный год
В соответствии с планом вшк, приказом от 07. 12. 2015 №615 «О проведении полугодовых контрольных работ за первое полугодие» была...

Первое кругосветное плавание iconАнализ работы творческой группы «Проектная деятельность» за первое полугод
Целью работы группы является изучение теоретического материала по использованию метода проектов на уроках и внеклассных занятиях...


География




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
geo.na5bal.ru
..На главную