Министерство образования и науки Российской Федерации Алтайский край, Павловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стуковская средняя общеобразовательная школа» Летопись родного края Телеутская быль Автор: Мелентьева Алина Константиновна, Ученица 10 класса МБОУ «Стуковская СОШ» Павловского района Алтайского края, 8-385-11-36-2-66 Руководитель: Немтинова Наталья Николаевна, Учитель истории, МБОУ «Стуковская СОШ» Адрес школы: 659005 Алтайский край, Павловский район. С. Стуково Улица Центральная,95 Тел. 8-923-796-79-44 С. Стуково 2013 Актуальность исследования С 1747г. по 1955-59 г.г. в Павловском районе на живописном берегу реки Оби существовало село Телеутское (в народе – Телеуты). Все меньше остается старожилов этих мест. Тем важнее для нас сохранить их свидетельства. В основе работы лежат воспоминания жителей с. Елунина Путинцевой К.Е., Пахоруковой К.М., руководителя школьного музея Зыряновой Валентины Федоровны, а также материалы из исторических источников, истории и географии Алтайского края. Объектом исследования является с. Телеутское, которое ныне не существует. Предмет исследования – история возникновения названия села, условия жизни и деятельности населения. Хронологические рамки описан период, когда телеуты – тюркоязычные племена в конце XVI века откочевали в приобские степи, а русское государство боролось с ханом Кучумом. В списках соляной переписи 1759 года – названа деревня Телеутская. В списках переписи 1970 года ее уже нет. Территориальные рамки В работе упоминается место «Телеутская землица», расположенное на территории современного Алтайского края, где когда то жили Телеуты. До сих пор сохранились географические названия, связанные с этим народом – Телеутские озера в Каменском и Первомайском районах, Телеутский мыс в Павловском районе, Озеро Абакша под Барнаулом. Цель ответить на вопрос: «Почему «Телеуты»? Откуда появилось такое название?» Задачи обосновать необходимость изучения жизни и деятельности наших прародителей Представить исторические и архивные материалы жизни телеутов в период с конца XVIII – начала XX вв. Для достижения целей были использованы следующие методы работы: - анализ документальных и архивных материалов - беседа - интервью Изученность темы Село Телеутское исчезло в 1956-57 г.г. Мы нашли этому подтверждение у автора А.Д. Сергеева, кандидата исторических наук, доцента в книге «Города и села Алтайского края: Историческое наследие (Павловский район). Телеуты… Почему? Откуда появилось такое название? Мы нашли ответы в рассказах по истории Алтайского края В.Б. Бородаева, М.А. Демина, А.В. Контева, географии Алтайского края В.С.Ревякина, географии Алтайского края В.С. Ревякина, Н.В. Ревякина, А.В. Малиновской и из воспоминаний старожилов села. Одним из ранних населенных пунктов на территории Павловского района была деревня Телеутская. Наиболее раннее упоминание о ней относится к 1747 году. В списке крестьян по десяткам с круговой порукою для обеспечения заводских отработок, составленном 20 апреля 1748 года, названа деревня Телеутского звозу и в ней крестьяне: Парфен Сугатов, Иван Мергенев, Семен Речкунов, Фома Шелепов. В описи приписных крестьян по церковным приходам, составленной в 1751 году, показана деревня Телеутская, в ней 12 дворов, 58 жителей, в том числе 28 мужского и 30 женского пола. Хозяевами дворов были: Артемий Елунин, Евдоким Речкунов, Леонтий Пятков, Семен Лиханов, Дмитрий Боталов, Ермолай Шелепов, Максим Балуев и Михайло Кузнецов. В четвертую ревизию 1782 года эта деревня показана опустевшей. На самом деле деревня Телеутская не исчезла.В списке 1893 года в деревне Телеутской, расположенной на левом берегу Оби, показано 20 дворов, в них 103 жителя, в том числе 53 мужского и 50 женского пола. Наибольшее число жителей зафиксировала перепись 1926 года. Тогда в деревне Телеутской Павловского района было учтено 111 хозяйств, 521 житель. В последующие годы число жителей уменьшается. Перепись 1939 года в поселке Телеутском 308 жителей, перепись 1959 года только 114 жителей. Через несколько лет поселок опустел. В списках переписи 1970 года его нет. На очередном привале туристов нашей школы поступило предложение съездить на «Телеуты». Именно сюда едут любители рыбалки, чтобы отдохнуть, полюбоваться красотой родных мест и не только… Оказывается, именно здесь не так давно снимался фильм об одном из первых завоевателей Сибири – Тимофее Ермаке. До сих пор никто из нас не знал о существовании этих мест. Где это? Почему «Телеуты»? Откуда появилось такое название? Мы обратились к старейшим библиотечным книгам, изучили историю и географию Алтайского края, посетили школьный музей в с. Елунине, которое расположено в 4 километрах от Телеутов. И, наконец, решили побывать там. Данил, ученик 7 класса Елунинской школы, проводил нас до Телеутского мыса. Как разнообразна и великолепна природа своей девственностью, дикостью, красотой и разнообразием! Мы оказались на крутом берегу сибирской Амазонки – красавицы Оби. Течет она среди то пологих, то крутых и высоких берегов, поросших густым лесом. Вверх и вниз по реке плывут нарядные теплоходы, самоходные баржи, пролетают катера на подводных крыльях. Снуют лодки – моторки, напоминающие о цивилизации. Над рекой раздаются крики чаек. Далеко к реке с обрыва идет дорога к причалу, где когда-то останавливались пароходы. Давно исчезла с лица земли деревня Телеутская, осталось только кладбище с заброшенными могилами, перекосившимися от давности лет крестами, на которых стоят даты: 1856-1900, 1900-1954 г.г. и др. Да следы археологических памятников – 5 курганных могильников и одиночного кургана. В 1982 г. В.Б. Бородаевым на Телеутском взвозе в обрыве Обского берега, на краю ямы, был найден венчик древнего сосуда, который, по всей видимости, находился в могиле, которая уже упала в обрыв, т.к. никаких следов костей человека не обнаружено. Среди находок были найдены кости животных, в том числе и окаменелые (мамонтовая фауна), нижняя челюсть человека, а также керамика. Существуют две версии по поводу происхождения названия деревни: 1-я – от кочевых народов - телеутов; 2-я – деревня получила название от фамилии первого переселенца Телеутова. Мы склонны принять первую версию. Телеуты, теленгиты и телесы являлись тюркоязычными племенами, издревле обитавшими в горах Алтая. В конце XVI века, когда русское государство еще боролось с ханом Кучумом, телеуты откочевали в приобские степи. На территории современного Алтайского края до сих пор сохранилось немало географических названий, связанных с этим народом: Телеутские озера в Каменском и Первомайском районах, Телеутский мыс в Павловском районе, озеро Абакша под Барнаулом (от тюркского Абак-су, что означает «Вода Абака»). Последнее название происходит от имени знаменитого телеутского предводителя Абака. Территории, на которой жили, подчинившиеся ему кочевники, в русских документах XVII века называлась «Телеутской землицей». Село «Телеутское» расположено в 4 км от Елунина под горой. Вначале была небольшая деревушка, домов 10. Когда началось судоходство по Оби в 1880 г. и было разрешено царским правительством свободное поселение на Алтае, в Телеутское стали приезжать родные, знакомые первых переселенцев. Они строили себе добротные дома из 2-3-х комнат с высокими крылечками, крыши крыли по - круглому. Что ни дом, то кружево. В 20-е годы крестьяне жили единолично, «крепко». Например, отец Путинцевой К.Е. (из рассказа руководителя музея) имел несколько десятин земли, держал коней, коров, молоканку, на которой сепарировали молоко односельчане за плату. А вот молоть муку ездили на мельницу в Павловск. По воспоминаниям старожилов родное село было лучше всех, красивее, богаче, добрее. Умело развивались рыбный, шорный, дегтярный и другие промыслы, сочетались скотоводство, пчеловодство и земледелие на заливных лугах на правом берегу реки Оби. Жители села выращивали злаковые и технические культуры: мак, табак, овощи. «Когда не было колхозов, у нас была своя жнейка, 3 амбара, 4 лошади, 4 коровы и 4 детей. У отца был полный амбар хлеба. Жили дружно. Покос и землю веревкой делили. Каждый имел свою пашню и скот. Отец купил 5 га целины, сено на ней косили. Трава, хоть чай заваривай!». (К.М. Пахорукова). В памяти людей 20-е годы остались как благодатные. Самым важным в их жизни было то, что каждый мог взять столько – сколько ему под силу было обработать, свободно переезжать и свобода занятий – самостоятельно работай, производи и продавай. В 30-е годы в селе Телеутском был образован колхоз «Трудовой крестьянин». В селе было 100 дворов, расположенных четырьмя улицами. Клуба в деревне не было, но жили весело, ходили вечером с гармошками. Телеутское находилось в низине, под яром и часто испытывало на себе разливы Оби. Сначала река находилась в 2 км., потом пробила новое русло. По воспоминаниям старожилов: «Вода заходила в дома даже вместе с рыбой. В 1937 году была большая вода, много скота погибло, вода доходила почти до крыш сараев, стаек. Лед трещал. Страшно. У нас на крыше заяц жил, мы его не трогали, он так и не ушел, остался. Пруты были на заплетенке, заяц-то и съел все. Потом лед стаял, заяц и убежал». Деревня отодвигалась ближе к яру, т. е. в Елунино. Произошло это в 1955-57 г.г. Последним из Телеутской уезжал Каломов Николай Григорьевич. Поехал за лесом с машиной и трактором, на взвозе опрокинулся и погиб. На месте села долго еще жил бакенщик П.П. Абрамкин. Мы сфотографировали то место, где раньше стояла деревня. С посещением Телеутского мыса мы открыли еще один неизвестный уголок родного края. А сколько еще предстоит открыть… Мир велик и разнообразен, и хочется все увидеть, познать, открыть тайное, сокровенное, спрятанное от людских взоров. Но так ли это нужно? Внимательно приглядись к тому, что тебя окружает. Тайна, глубина веков, жизнь твоих прародителей… Всё это волнует душу, заставляет задуматься о смысле жизни. Зачем ты пришел в этот мир? И куда ты уйдешь? Какой след суждено тебе оставить на этой земле? И будут ли потомки вглядываться в лицо твоего поколения? Мы стоим на крутом берегу великой сибирской реки, в руках горсть земли с кургана. Может быть, это прах наших предков, низко поклонимся ему… ЛИТЕРАТУРА
|
![]() | Филипп Эммануил Бах – новатор классического фортепианного стиля. (Биографические сведения и главные периоды творчества) | ![]() | Автор умк по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков |
![]() | Умк автор Белозерцева Н. В. учитель мбоу сош№10 п. Степной Кавказского района Краснодарского края по географии 5 класс «Рабочая тетрадь»... | ![]() | Автор: Раков Александр Евгеньевич, учитель географии мбоу «Школа №12 г. Благовещенска» |
![]() | Автор: Сырохватова Фаина Николаевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории | ![]() | Автор сценария: Дворянкина Л. В., учитель русского языка и литературы моу сош №38. Г. Петрозаводска |
![]() | Дидактическая цель: Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность | ![]() | Автор: Матевосян Вера Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе |
![]() | Автор: Путинцева Людмила Анатольевна, учитель истории и обществознания мбоу «Гимназия №41» г. Новоуральск | ![]() | Автор: Педагог дополнительного образования детей I квалификационной категории Стяжкина Елена Владимировна |