|
Приложение 2 Толерантное отношение к инвалидам: проблемы и пути формирования Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» в условиях интерактивной образовательной среды «Что значит жить с ограниченными возможностями – попробуй сам!» СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие над-государственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью. Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования. Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы. Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 3 июля 1998 г.). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др. Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование. С национальной доктриной образования непосредственно связана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г. Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах». Важное место в Концепции отводится вопросам подготовки социальных педагогов и психологов в целях совершенствования работы с детьми группы риска, осуществления профилактики социального сиротства. Заслуживают специального внимания и положения Концепции о структурной и институциональной перестройке профессионального образования выпускников общеобразовательных (в том числе коррекционных) учебных заведений, о разработке различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, о создании университетских комплексов Наиболее полное воплощение решение проблемы интеграции инвалидов в общеобразовательное пространство получило в теории идентичности. Идентичность является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии как для тех, кто находится в группе риска быть отчужденным, так и для тех, кто может участвовать в отвержении. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни принцип равноправия полов, не «инвалидизировать» другого человека по тому или иному признаку. Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны. Именно радикальный гуманизм, определил особую роль пространства и ввел понятие открытое обучение, которое обозначает такую учебную среду, в которой у человека не возникает проблемы выбора между личностным развитием и необходимостью адаптироваться к требованиям среды. Восприимчивость современной западной школы к этой идеи как раз связана с распространением политики интегрированного обучения (совместного обучения детей с особенностями развития и детей с нормальным ходом развития)1. Идея открытой школы состоит в том, что каждый ученик приносит в школу свой интерес и свою проблему для решения, а детский коллектив и взрослые помогают решить проблему. Открытое обучение предполагает создание такой учебной среды, в которой у человека не возникает проблемы выбора между личностным развитием и необходимостью адаптироваться к требованиям среды. Открытое обучение основывается на высоком уровне толерантности самих педагогов, их готовности принимать студентов и разнообразие их потребностей. Одна из технологий, которая активно реализуется в открытых школах, становится педагог-посредник – когда между студентом с особыми нуждами и образовательной средой есть педагог, который в равной степени хорошо понимает специфику особенностей развития студента, и тенденции университетского образования. Такой помогающий педагог, тьютор, помогает студенту и другим обучающимся выстроить отношения, уменьшить затраты на распределение внимания основного педагога. Одно из объяснений эксклюзии и нетолерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями фокусируется на проблеме предубеждения и стереотипов отношения к «Другому». Присущие природе человека страх перед «ущербными» и «другими», готовность избежать контакта с тем, кто нуждается в длительной помощи (без особой надежды на то, что это приблизит человека к «нашим» нормам), являются довольно мощными факторами эксклюзии, дискриминации и нетерпимого отношения. Такие технологии как наделение клиента властью над собственной жизнью (empowerment), социальная практика, основанная на силах человека (strength-based social work) основываются на преобразовании сознания специалистов социальной сферы и тех, кто к ним обращается. Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, как убеждает опыт развитых стран, специалистам социальной сферы (в том числе, и учителям) необходима специальная, направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой. Глава 1. Основы формирования толерантности в современном обществе: социально-психологические, политические и юридические аспекты 1.1. Толерантность как основа идеологии социальной политики Современная социальная политика как область научных изысканий переживает кризис своих методологических оснований. Традиционное понятие, «государство благосостояния», составлявшее основу социального прогнозирования и анализа в силу ряда причин утратило свое главенствующее значение. Последствия глобальных процессов существенно подорвали устои социальной политики даже развитых государств (не говоря уже о государствах развивающихся). Обратной стороной глобализации стали национализм и скептическое отношение большинства людей к возможностям рыночной экономики. Все чаще раздаются требования, что социальная политика должна стать более социальной. Еще одним признаком кризиса становится ослабление связей между социальной политикой и социальной работой. Необходима постановка проблем, требующих разрешения и на государственном, и на общественном, и на индивидуально-профессиональном уровнях. Толерантность общества становится одним из феноменов, исследовательская разработка которого составляет одно из перспективных направлений развития социальной политики как науки. В задачи исследования входит рассмотрение в контексте толерантности таких проблем как дифференциация идеологий социальной политики, цели и методы социальной помощи, направления социального прогнозирования. Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие надгосударственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью. Выделение субъекта и объекта терпимости позволяют типизировать государства с точки зрения толерантности и не-толерантности. Толерантные режимы в свою очередь можно разделить на те, в которых толерантность является отношением сильного к слабому, и те, в которых толерантность является субъект-субъектным отношением, т.е. взаимным равноправным процессом или отношением. Различение толерантного отношения от толерантного поведения позволяет провести еще более тонкую типизацию толерантных режимов с точки зрения представленности и того, и другого понимания толерантности. Современные исследователи сосредотачивают внимание не столько на проблеме не-толерантных государств, сколько на проблеме толерантных государств разного типа. Данная тенденция согласуется с одним из направлений современного социально-политического анализа – обращение к ранее считавшимся благополучным странам, что отражает разрушение ранее устойчивой социальной сферы. Толерантность, как и благосостояние, типизирует развитые страны. Выделяется пять типов толерантных режимов: Типы толерантных режимов
Толерантное отношение и поведение рассматривается как разноуровневая система, включающая 1) межличностную терпимость; 2) взаимную толерантность различных социальных групп и 3) толерантность как культурную и правовую норму. Таким образом, изучение толерантности непосредственно связано с задачей определять и прогнозировать развитие системы индивид – общество – государство. Данное трехуровневое разделение толерантности рассматривается как социально-политический аспект социального прогнозирования: «он включает восприятие проблемы общественностью, политиками и политико-правовые следствия двух первых аттитюдов». В данном контексте важно определить какие факторы влияют на формирование толерантности. К ним большинство авторов относят отношение общества к гражданским свободам и безопасности его членов, опыт осознания проблемы (личный, семейный опыт, социальный опыт в силу распространенности проблемы), система массовых стереотипов (людские, закрепленные в СМИ оценками и комментариями, тенденция освещать чаще отрицательные стороны проблем и явлений, чем позитивный опыт их разрешения). Данная система критериев выделяется наряду с экономическими основами социального прогнозирования. Каждый из факторов рассматривается исследователями на уровне индивида, общества, культуры и взаимосвязи между ними. С одной стороны, повышение (понижение) толерантнотис на одном уровне может вызвать ее изменение во всей системе. С другой стороны, «в толерантности и защите мы нуждаемся и как члены групп, и как граждане государства, и как чуждые и тому и другому … различия нуждаются в двойной толерантности на личностном и политическом уровне». Различение толерантного отношения к индивиду и к группе позволяет дифференцировать различные идеологии. Для многих исследователей представляется важным отличить терпимость по отношению к личности от терпимости по отношению к группам инакомыслящих и эксцентричных личностей, поскольку «довольно просто проявлять терпимость по отношению к эксцентричной личности, одинокой в своей неповторимости …гораздо выше ставки, когда речь идет о группах инакомыслящих и эксцентричных личностей». Толерантное отношение к личности возможно в рамках единой культурной группы, тогда как для групп требуется определенного рода расширенное социальное пространство (вне дома и быта). Имплицитно в этом явно оценочном утверждении содержится критическое замечание в адрес либеральной идеологии, акцентирующей внимание на правах индивида как основы социальной политики. Соответственно, в социал-демократическом течении подчеркивается значение признания прав групп. В таблице 1 представлен сопоставительный анализ толерантного отношения к индивиду и группе. В империях, консоциативных сообществах объектом толерантности по преимуществу выступает группа, в национальных государствах и иммигрантских обществах – индивид. Еще одним принципиальным отличием групповой и индивидуальной толерантности становится вопрос о соотношении толерантности и мультикультурности. Сторонники групповой толерантности указывают на то, что толерантность составляет реальную угрозу разнообразию культурной жизни. Соответственно, либералы понимают толерантность как условие существования многообразия. Данные отличия ярко проявляются в формировании моделей социальной работы, релевантных либеральной и социал-демократической идеологии. Таблица 1 Толерантность по отношению к индивиду и группе
На уровне социальной работы толерантность по преимуществу, определяется в анти-дискриминативной практике. В определении анти-дискриминативной практики вне зависимости от подходов важно выделить 1) понимание дискриминации как ущемления прав одной группы людей со стороны другой группы людей по признаку, имеющему иное (противоположное) значение в этих группах (принцип инверсирования признака дискриминации); 2) представленность дискриминация не только в действиях, но и в отношениях (что важно для расширения социальной работы в этой области от правовой практики к образовательной и другим). Однако уже по тому, какая значимость придается толерантности в действиях или толерантности в отношениях, можно выделить два основных направления анти-дискриминативной работы: радикальное и либеральное. Они различаются в понимании причин дискриминации и путей ее преодоления, в лояльности по отношению к самому термину «анти-дискриминативная практика». В радикальной социальной работе в центре внимания оказываются классовые различия. Нетерпимость связывается с разницей в социально-экономическом положении, а толерантность определяется, в первую очередь, как межгрупповое отношение. Одной из тенденций становится рассмотрение g-фактора происхождения различных видов дискриминации. Одним из оснований подобного предположения можно считать тот факт, что как правило, нетерпимость приобретает особенно ожесточенный характер, когда различия культурного, этнического или расового порядка совпадают с классовыми различиями. Там где групповая принадлежность совпадает с классовой, терпимость определенно исключена. Однако, можно указать на ряд примеров несоответствия классовой стратификации и типизации общества по другим основаниям. В соответствие с предположением о едином источнике происхождения дискриминативных установок можно сделать вывод, что и выработка толерантного отношения к одному из социальных меньшинств располагает к переносу этого отношения на другие меньшинства. Именно это логическое продолжение тезиса о g-факторе происхождения дискриминаций содействует его опровержению. В рамках либеральной модели дискриминативные установки рассматриваются как исторические пережитки, которые преодолеваются по мере развития общества. Главным условием их преодоления становится поддержка прав индивида. Соответственно, носители дискриминативных установок по преимуществу оцениваются как люди, отстающие от прогресса общественного мнения. По сути с точки зрения либеральной модели всю историю социума можно рассмотреть как последовательное преодоление дискриминативных установок. Дискриминативные признаки не встраиваются в широкий социальный контекст, следовательно, анти-дискриминативная практика не требует значимых социальных изменений, реализуется посредством образовательных программ, консультированием отдельных случаев и т.д. В определенном смысле дискриминативные установки рассматриваются как социальная патология, требующая психосоциального разрешения. Важнейшим фактором успешности анти-дискримнативной практики является готовность общества. Именно в этом пункте либеральная модель расходится с радикальной, которая считает необходимым формирование анти-дискриминативных установок почти дискриминативными методами. Как следствие, многие приверженцы либеральной модели выступают против термина «анти-дискриминативная практика», усматривая в нем некорректность и негативную постановку целей социальной работы. Многие исследователи указывают на то, что в практике осуществления социальной политики и работы реализуются оба подхода. Их различия рассматриваются не как взаимоисключающие направления, но как подтверждение необходимости индивидуализированных программ развития толерантности по отношению к различным дискриминируемым группам. С точки зрения разнообразия типов толерантного общества дифференцируются причины возникновения дискриминаций и пути их преодоления. Так, дискриминации по гендерному признаку связываются с жесткими социальными ролями, предписываемыми мужчинам и женщинам, что несет в себе источник жестких нетолерантных установок. Женщина – наиболее надежный агент воспроизведения культурных норм подобно тому как национальная культура лучше сохраняется в сельской, а не городской местности, лучше сохраняется она и в домашней обстановке, нежели в общественной жизни. Различные формы гендерного равенства в разных местах должны совмещаться с культурными различиями , в том числе мужчина будут играть более заметную роль в воспроизведении тех культурных своеобразий, которые они провозглашают. По отношению к классовой дискриминации толерантным режимам приписывается большая ответственность, чем по отношению к гендерным дискриминациям. В отношении к последней толерантность проявляется либо в невмешательстве во внутренние гендерные традиции, либо в защите прав женщин от дискриминативных обычаев меньшинства. В таблице 2 представлен сопоставительный анализ классовой и гендерной толерантности в государствах с разными режимами толерантности. Таблица 2 Предотвращение классовой и гендерной дискриминации в толерантных режимах
Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования. Типизация толерантного отношения основывается на выделении аффективного и когнитивного аспектов позиции. Типология терпимости по характеру отношений:
Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы . Толерантность включает и отношение к ситуации сосуществования с Другим (Другими), и отношение к себе как субъекту толерантности. Уже перечисление видов толерантности указывает на значение самоотношения в формировании эмоционально положительных форм толерантного отношения. Можно предположить, что толерантность тесно связана с механизмами и содержанием идентификации индивида. Толерантность всегда связана с отношением социального большинства к социальному меньшинству по единому признаку, представленному у меньшинства и большинства различными иногда полярными значениями. Поэтому необходимым условием толерантности является представленность соответствующей идентификации у субъекта толерантности. Идентичность может рассматриваться как внутренняя толерантность – толерантность по отношению к различным вариантом собственной культуры. Порывание индивида со своими «приходскими связями» не означает ассимиляцию с какой-либо принятой идентичностью. Поэтому все большее значение приобретает толерантность по отношению к самому себе. Принятие прав женщины подразумевает зрелую гендерную идентичность мужчины и наоборот. Понимание и позитивный интерес к другим обычаям, культуре, религии основывается на идентификации с собственной культурой. Отсутствие или недостаток опыта отнесения себя по одному из оснований идентификации к той или иной социальной группе составляет серьезный барьер в выработке толерантного отношения к представителям других социальных групп. Существуют объективные трудности выработки собственной идентификации по ряду признаков, типизирующих общество, и как следствие, возникают ограничения в формировании толерантного отношения к представителям различных социальных меньшинств. Например, в странах, где только складываются основы демократического управления, многопартийная система функционирует не в полном объеме, и у большинства населения нет полноценной возможности определиться со своими политическими убеждениями. Как следствие общества этих государств отличаются крайне низким уровнем политической терпимости. Другим примером становится сложность в выработке адекватного отношения к пожилым людям. Доминирование семей нуклеарного типа, трудность выработки отношения к себе как в будущем пожилому человеку (поскольку люди больше боятся собственной старости, чем смерти) создают существенные препятствия в выработке понимания социальной выгоды помощи пожилым. Неуклонный рост количества пожилых людей актуализирует задачу содействия формированию принятия социальных прав и гарантий, необходимых пожилым людям. Еще большую трудность представляет выработка толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Когда собственное здоровье не рассматривается в качестве ресурса, отношение к человеку с ограниченными возможностями не включает необходимого На уровне государства толерантность ограничивается ресурсами социальной сферы. Возникает ряд вопросов: Реально ли организовать и осуществить помощь социальным меньшинствам всех категорий? Если это невозможно, то следует ли отдавать приоритет тем проблемным группам, по отношению к которым общество выработало толерантное отношение или имеет реальные предпосылки к этому? Как осуществлять анализ социальной сферы, направленный на прогноз развития общественной толерантности и включения в нее все новых социальных меньшинств? Толерантность вводит новые критерии оценки согласованности правовых, информационных, экономических, институциональных аспектов социальной политики. |
![]() | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе уточненные редакции следующих методических... | ![]() | Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе... |
![]() | Ознакомление участников огэ с результатами экзаменов и условиями повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году 20 | ![]() | Ознакомление участников огэ с результатами экзаменов и условиями повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году 21 |
![]() | Завершение выполнения экзаменационной работы участниками егэ и организация сбора эм 19 | ![]() | Завершение выполнения экзаменационной работы участниками егэ и организация сбора эм 19 |
![]() | «Окружающий мир» Методические рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего... | ![]() | Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: Методические рекомендации. – пос. Рассвет: Изд-во адеккк, 2015. – 28 с |
![]() | Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса по специальностям... | ![]() | Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост авторский коллектив: Корниенко... |